KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Светлана Захарова:
ЖИЗЕЛЬ ВОВСЕ НЕ СОШЛА С УМА
Номинанты "Золотой Маски"

Одни видят в Светлане ЗАХАРОВОЙ чудо-ребенка. Другие объясняют ее популярность умелой рекламой. "В красивое тело позабыли вложить душу", - бурчат ныне экспансивные балетоманы, изучая юное дарование в бинокль. Но стоит ли о душе и прочих высоких материях? В случае с Захаровой все куда проще. Своими вертикальными шпагатами, утрированно гимнастическими позами она отменяет классические каноны. И тогда впрямь напоминает дитя, которое еще не наигралось феноменальными возможностями своего "инструмента" - тела. Но пеленки вундеркинда ей тесны. Позади Мария, Жизель, Аврора, Терпсихора, Одетта-Одиллия - репертуар более чем взрослый. Подобно большинству Мариинских балерин, она самозабвенно работает, пытается осмыслить каждую роль. Но вот парадокс: сильнее всего впечатляет там, где не стремится "поведать" и "выразить", - танцуя Марию, Флорину, Терпсихору. Впечатляет настолько, что хочется сказать словами Готье: "Она родилась, она танцевала".

- Светлана, вы одновременно готовили главные партии в "Серенаде" и в "Аполлоне". Это мешало или помогало?
- А я еще одновременно и "Спящую" готовила. Вещи абсолютно разные. Труднее всего было "переключать" тело на другой танцевальный стиль. После репетиции "Спящей" я без особых проблем переходила к баланчинской хореографии. А вот обратно... К тому же "Спящая" - все время перед глазами. Балетов же Баланчина я, к стыду своему, не знала совершенно. Да и музыка "Аполлона" с непривычки ошарашивала. Необычные акценты, которых я поначалу не слышала, - все время приходилось считать: "Раз, два, три... на семь, на десять, на одиннадцать". С ума сойти можно. Но когда ты наконец ощущаешь себя внутри этой музыки, этой пластики, удовольствие - не передать.
- Репетируя сразу три партии, какую вы считали самой важной?
- Аврору. Баланчину поначалу даже сопротивлялась. "Серенада" нравилась, а вот "Аполлон"... Я ничего не понимала, музыка казалась сложной. Не могла запомнить движения - все казалось нелогичным, надуманным. Никак не получалось скоординироваться с другими исполнителями. Я ведь до этого ни разу не сталкивалась с современной хореографией. Меня буквально заставили танцевать Терпсихору: "Ты должна ходить на репетиции" - и точка. Дошло даже до неприятного объяснения с постановщицей Францией Рассел. "Если вам не нравится, то я здесь ни при чем", - сказала она. А я считала: зачем мне это надо, у меня - Аврора. Теперь думаю: какое счастье, что заставили. Я сделала резкий профессиональный скачок. Так, после Баланчина легче было понять и станцевать совсем новые балеты Ратманского. Хотя и здесь были свои сложности. Солисты заняты в текущих спектаклях. Сегодня я не приду, завтра - другая, через день - третья. Вдобавок, разучивая новые балеты, я работала над "Лебединым озером".
- Видимо, это вообще свойственно петербургским балеринам. Анастасия Волочкова недавно поразила Москву тем, что одновременно подготовила три новые роли, творческий вечер и умудрилась съездить на гастроли.
- Для нас это тоже нонсенс. Не знаю, как в Большом, а в Мариинке так работала только Настя. Две-три недели - и трехактный спектакль готов. Темп, конечно, впечатляет. Но не уверена, что это хорошо.
- История ваших взаимоотношений с Большим театром склоняется на разные лады. Что же все-таки происходит?
- В данный момент ничего. Не хочу говорить на эту тему. Достоинства или недостатки обоих театров были ни при чем. Но то, что эта история приобрела некрасивый оборот, на меня давит до сих пор.
- Вы так молоды, но уже стали одной из ведущих балерин театра. Сталкиваетесь ли с завистью и недоброжелательством коллег?
- В открытую - нет. Но не сомневаюсь, что уязвлены многие. Ведь даже повышение в кордебалете непременно вызывает пересуды: за что? почему ее? кто за этим стоит? От разговоров никуда не деться - это театр. Иногда я ощущаю на себе косые взгляды, но стараюсь не обращать внимания. И уж тем более не зацикливаться на этом. Вообще, как мне кажется, близких друзей лучше заводить вне театральных стен. В театре слишком часто между людьми встают профессиональные интересы. И в то же время именно театр спасает от каких-то житейских неурядиц. Придя в балетный класс, я оставляю все неприятности за дверью: существуют только моя партия, педагог и партнер. Тем более что зрителям нет дела до моих проблем.
- Вы неоднократно признавались, что больше всего хотели бы станцевать Никию. А помните историю о том, как Кшесинская попросила у Петипа роль Эсмеральды. "Ти страдаль?" - спросил хореограф. Узнав, что нет, в роли отказал.
- Да-да, я поняла. Но для того, например, чтобы сыграть сцену сумасшествия Жизели, балерине ведь не обязательно пережить потерю рассудка на самом деле. Все поддается воображению. И в той же сцене сумасшествия я стремлюсь изобразить не безумие, а воспоминания. Внутренний монолог на виду у всех. Сегодня я чувствую эту сцену так. А завтра... кто знает?
- Говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Вас не смущает, что трон прима-балерины в Мариинке всерьез и надолго занят Ульяной Лопаткиной?
- Нет. Кому-то нравится Лопаткина, кому-то - Захарова, а третий будет восторгаться балериной, которая придет в труппу еще позже. В чем же проблема?

Беседу вела Юлия ЯКОВЛЕВА, Санкт-Петербург
"Культура", 25 февраля - 3 марта 1999 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru