KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Борис Гранатов

Борис Гранатов - художественный руководитель Вологодского театра для детей и молодежи. На Фестивале "Золотая Маска-99" его спектакль "Кармен" по новелле Проспера Мериме выдвинут по двум номинациям: "Лучший спектакль" и "Лучший художник" - Степан Зограбян и Ольга Резниченко. За семь лет работы в Вологодском ТЮЗе Б.Гранатов сумел доказать коллегам и зрителям, что важен не статус театра, а его художественные идеи и творческие программы, труппа, с которой возможно их осуществлять.

Корр. - Что значит для вас, вашего театра и Вологды участие в крупнейшем театральном Фестивале "Золотая Маска"?
Гранатов. - Могу без ложной скромности сказать, что для Вологды наши поездки на самые разнообразные фестивали стали привычными. Так же привычен интерес к тому, что делает наш театр, где есть команда, с которой мы давно работаем. есть замечательные художники - Зограбян и Резниченко, очень хорошая труппа, тщательно отобранная, подобранная и сыгранная. Хотя живем мы довольно трудно, очень плохо с финансированием, мы практически не получаем денег на новые постановки, постоянные задержки зарплаты. Хотя, я недавно разговаривал с директором Архангельского театра, так его работники не получают зарплаты с мая, а нам все-таки выдали в декабре за ноябрь. Можно считать, что мы даже и неплохо живем. Вот ужас-то, получить вовремя заработанные деньги - уже счастье!
В городе к нашему театру отношение в основном хорошее. У нас есть свой зритель, который радуется нашим успехам, гордится, что спектакль "Кармен" выбрали для участия в "Золотой Маске", но есть и те, кто был бы рад неуспеху. Нам, конечно, очень важно поехать в Москву еще и потому, что в последнее время система гастролей провинциальных театров почти полностью разрушена, нам иногда удается выехать куда-то на фестиваль, но деньги на эти поездки мы добываем с трудом, фактически мы выезжаем за счет новых спектаклей.
Корр. - "Золотая Маска" все годы своего существования полностью оплачивала из спонсорских средств приезд на Фестиваль спектаклей-номинантов. В этом году, в связи с финансовым кризисом, спонсорские вливания очень сильно сокращены. Поэтому Дирекция Фестиваля вынуждена обращаться за помощью к администрации тех областей, театры которых были отобраны для участия в конкурсе. Поможет ли губернатор Вологодской области приехать театру в Москву?
Гранатов - Наш губернатор Вячеслав Евгеньевич Позгалев хорошо относится к Молодежному театру, его жена большая театралка, она училась в Петербурге. Они семьями дружат с Игорем Горбачевым. Губернатор хорошо понимает и знает, что такое театральное искусство, бывает на наших спектаклях и не только на премьерных. Думаю, что узнав о таком престижном для города и области деле, как участие театра в крупнейшем театральном Фестивале, он постарается нам помочь. Правда, никто не знает как сложится ситуация в марте и что тогда будет с финансированием области.
Корр. - Вы много лет работаете в тандеме с замечательным сценографом Степаном Зограбяном. На Фестивале 1999 года он номинирован как "Лучший художник" вместе с Ольгой Резниченко - художником по костюмам. Однако он живет в Ростове на Дону, а к вам только приезжает на постановки. Вы не хотите его переманить в Вологду?
Гранатов - Зограбян ставит спектакли в очень многих театрах, не только у меня, хотя мы знакомы с ним уже 15 лет и очень дружны. Но у него в Ростове дом, семья, работа, я не думаю, что есть необходимость для него привязывать себя к какому-то одному театру. Многие художники ездят по театрам и работают с разными режиссерами. Впрочем, моя жена Ольга Резниченко тоже живет в Ростове, у нее там мастерская, связи, работа и в Вологду она приезжает уже с эскизами. Не говоря о том, что я москвич и в Вологде работаю по контракту, который, кстати, заканчивается в конце года.
Корр. - Вы всегда работаете только с Зограбяном, который в общем-то очень специфичный художник, скорее архитектор, который решает сценическое пространство довольно нетрадиционными способами, как вам удается договориться?
Гранатов - Режиссеры по разному работают с художниками, но у нас так повелось, что мы вместе придумываем спектакль. То, что вы видите на сцене - это уже соавторство. Мы сделали вместе более двадцати спектаклей и только пару раз он мне привозил готовый макет. Обычно мы сидим, думаем, фантазируем, Степан делает "почеркушки", варианты макета, Ольга эскизы костюмов и мы вместе все это обсуждаем.
Корр. - Как вам пришла идея поставить "Кармен" по новелле П.Мериме? Нужно ведь было создавать инсценировку, хороших, как я знаю, не существует.
Гранатов - У меня эта мысль возникла давно, а оформилась на фестивале в Екатеринбурге. Мне дали почитать пьесу и она не понравилась, мы решили все делать сами. Тогда родилась идея, что все действие происходит на деревенской корриде в Андалусии, везде такая пыльная, выжженная земля, в пыли валяются апельсины, лежат седла. Когда появился образ маленькой корриды в деревне, естественно возникло и сценографическое решение --вокруг этой арены диаметром в шесть метров должны сидеть зрители, всего человек 80. А раз это коррида, то все построено как поединок, естественно не между быками и людьми, а между мужчиной и женщиной. Вечная схватка, вечная кровавая борьба. Сначала у меня была мысль сделать с нашим постоянным балетмейстером Яковом Рубиным несколько танцев, чтобы это была не цыганщина с алым цветком в волосах, а древние испанские танцы тех времен, когда там еще были мавры. Да и сам Хосе - баск, этакий горец. Мериме описывает события, происходящие в 19 веке, я старался показать еще более древние времена, когда в Испании жили почти дикие племена. Но потом мы от танцев отказались и стали выстраивать пластический рисунок. Нам было важно как герои стоят, как лежат на поле боя, раскинувшись после страшного поединка, когда нет сил встать. Все это есть в спектакле. Есть и острые орудия, которыми обороняются персонажи. У Мериме это огнестрельное оружие, а у нас пики, кинжалы. В общем мы выстраивали такой диковато-грубоватый мир.
Я вставил в ткань спектакля еще одну новеллу П.Мериме "Маттео Фальконе", об охотнике, который убил своего десятилетнего сына за то, что тот выдал солдатам раненого разбойника-грабителя за подаренные часы. Отец сказал, что в их роду не было предателей и заколол его кинжалом. В общем мы хотели показать, что в то время жили дикие люди, но они обладали какой-то первозданной чистотой отношений. И в любви, и в ревности, и в чести.
Корр. - Как же зрители на Фестивале смогут посетить ваш спектакль, если в зале помещается всего 80 зрителей. Это значит, что кроме Жюри и нескольких критиков Москва его не увидит?
Гранатов - Мы рассчитываем показать его хотя бы раза три и чуть-чуть добавим зрительских мест, хотя художник против этого сильно возражает. Дело в том, что грубые деревянные скамьи, сделанные по эскизам Зограбяна, у нас стоят в два ряда амфитеатром и имеют очень существенную смысловую и действенную нагрузку. Если поставить еще один ряд, то те, кто сидит в третьем ряду, очень сильно потеряют в восприятии, потому что когда один из персонажей перепрыгивает через забор, он оказывается чуть ли не на коленях у сидящих в первом ряду. Или же персонажи проходят по забору, который окружает арену, прыгают с него, бросают кинжалы и от этого возникает ощущение сопричастности и даже опасности. У тех кто сидит во втором ряду уже меньшее впечатление, а в третьем - еще хуже.
Корр. - Мы все-таки надеемся, что простые зрители, любители театра смогут посмотреть ваш спектакль на Фестивале и по достоинству оценить все ваши идеи.

Записала Алена Ильина

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru