KOI | MAC | DOS | WIN | LAT

Московский театр на Юго-Западе


Владимир Сорокин

Щи


Поросенок- с- Хреном - В.Коппалов
Российская утопия о вкусной и здоровой пище по пьесе Владимира Сорокина "Щи". Модель тотально-стерильного мира с нелегально хранимыми национальными традициями. Чем отличаются бандитские разборки будущего от криминальных примет наших дней? Если не по форме конфликта, то по его смыслу.

Театр заранее просит извинения за отсутствие "чернухи", легкомысленную музыкальность спектакля и некоторую ненормативность лексики, необходимую для характеристики душевной обнаженности персонажей.


Борщ Московский - А.Наумов
Лариска - Г.Галкина
О спектакле "Щи"


Не ходите на этот спектакль голодными! Шла, думала: "Сорокин - значит, будут ругаться, всяко шокировать. Ну-ну, нас ничем не проймешь". Проняли. Уничтожили. Превратили в собаку Павлова, захлебнувшуюся собственной слюной. Говорят, Сорокин - убийца литературы. И не только. Он ведь на самое главное покусился, живота нашего не пожалел, подбросив свой текст театру! В маленьком зале громогласно, с чувством и причмокиванием разрывают опустевшие к концу дня желудки зрителей бесконечным перечислением съестного. Молодая индейка, фаршированная телячьей печенью, налимья печенка, поджаренная с имбирем и шафраном, трехслойная кулебяка, дымящийся окорок, мидии в белом вине. Даже друг к другу здесь обращаются не иначе как к Борщу, Кровяной Колбасе или Рябчику-в-Сметане. Единственный человек имеет человеческое имя - Лариса,и та поет: "Поджарь, поджарь мне, мама, отбивную/Из самой юной молодой свиньи./Уходит сын твой завтра в жизнь большую,/В последний раз, мамаша, накорми".

Сюжет таков. XXI век. В стране победили "зеленые", или "экошвайны". Запрещены приготовление и поедание мяса и рыбы. Забил курицу - отсидишь четыре года. Герои пьесы - "повара в законе" - пытаются завладеть уникальной коллекцией замороженных щей, продав "фальшак" французам и разделив оригинал среди братвы. Но пока идет разборка, щи тают, затопив все и вся.

Концептуальный Сорокин ищет запрещенное, чтобы затем преодолевать. Но где его, запрещенное, сегодня найдешь. Сорокин все же находит - запрет смешной, необязательный, актуальный разве что накануне Пасхи. Театру, что резонно, до литературных задач Сорокина мало дела. В режиссера В.Беляковича пьеса вселила апокалиптическое настроение (что не мешает ему повеселиться): он рифмует замороженный продукт с национальными традициями, его "Щи" - это модель мира, в котором старые добрые традиции будут храниться нелегально.

"Афиша", N2-1999, стр. 51


Сцена из спектакля
После премьеры в битком набитом зале возникли даже не бурные аплодисменты, а подлинная овация. Театральная Москва соскучилась по новым работам Валерия Беляковича. Хотя его спектакли и обладают силой многократного притяжения, так много в них мелочей, нюансов, кружев-бантиков (постоянная публика "Юго-Запада" пересмогрела "Гамлета", "Мольера", "Мастера...", "Игроков" и все остальное не по одному разу), однако даже ананасы в шампанском надоедают и наступает момент, когда хочется пельменей или борща.

Главного героя нового спектакля так, между прочим, и зовут - Борщ Московский. А его подельников и подельниц - Царская Уха, Селедка под Шубой, Пельмень Богатырский, Судак по-Польски и так далее. "Подельники" они еще и "братки", поскольку все - нарушители Закона и подлежат уголовной ответственности по статьям Конституции 2040-го года, когда, по придумке Владимира Сорокина, из всех перестроеки переделов победителями вышли не Запад и не Восток, не Америка и не Россия, а "Зеленые", запретившие все-все-все экологически нечистое, в том числе - привычную еду, поскольку готовится она из убиенных свиней,рыб и куриц. Отказывающиеся потреблять в пищу разрешенные помидоры и тайком выращивающие в ваннах коров, с целью последующего их затаривания, ждут различные меры наказания - вплоть до расстрела. Самыми пострадавшими здесь, естественно, оказываются лишенные права на профессию повара, поварихи, поварята, посудомойки, буфетчицы, и они-то начинают оказывать сопротивление Режиму.

Вот как лихо закрутил свой сюжет Сорокин, щедро к тому же разбавив текст ненормативной лексикой (на что особенно упирала допремьерная молва). Подобный перенос солененькой бытовухи на сцену часто дает обратный ожиданию эффект. К счастью, в "Щах" по Беляковичу эта ненормированность осталась лишь легкой присыпкой к блюду. Само же блюдо выпеклось смачное, пышущее жаром, исходящее потрясающими ароматами и вкусное до объедения! Ах, как веселится и купается в этой "едовой" фантазии весь "греческий хор" Юго-Запада, в котором впервые на моей памяти женские партии не фон для мужских, а полноправно партнерские.

Какая замечательная премьерша Галина Галкина, она же Чесночная Подливка, - пластичная, острая, безудержная, просто какой-то Белякович (Сергей) в юбке! Сам маэстро,как всегда, держит зал, не отпуская. Его Рысь на Вертеле и Рассольник Валерия Афанасьева - два главных по сюжету интригана, один в жанре патетики, другой - русского надрыва, доводят зрителя до состояния, когда от смеха сводит скулы. А какая роскошно-сексуальная бандерша Кровяная Колбаса (Н.Сивилькаева)!

Развязку сюжета Сорокин придумал по-черномырдински: хотели, как лучше... Но это еще не финал, действие которого перенесено, наоборот, в дальнее прошлое, в котором мужики были мужиками, бабы - бабами, еда - едой, зима - зимой... И все это под "Кармину Бурана" К.Орфа: великолепный музыкальный коллаж придуман и поставлен, как всегда, Валерием Романовичем Беляковичем, которому, ну, право же! - очень к лицу премьеры.

Галина Облезова
"Вечерний клуб" 10.04.1999


назадВернуться на главную страницу театравперед

"На дне" | На главную страницу театра


Пишите нам: ugo-zapad@theatre.ru