|
когда двери и страх танцуют вместе Экспериментальная танцевальная группа Геннадия Абрамова Wenn Tur und Angst zusammen tanzen. Die experimentaelle Tanzgruppe von Gennadij Abramow in Moskau. Все новое в русском балете последнего столетия было рождено в замке официального искусства. Даже если происходили реформы, и пусть эти реформы были радикальны, сами реформаторы Фокин, Бронислава и Вацлав Нижинские, позднее Голейзовский, Лопухов, Якобсон, в определенном смысле были питомцами балетной школы, и проводили свои эксперименты на своих же коллегах - классиках. Модернисты были презираемы, на них смотрели сверху вниз, как на дилетантов, среди которых иногда встречались одаренные люди, как Айседора Дункан, но считали, что они не в состоянии произвести что-то долговечное и плодотворное. Причина того, что в России на протяжении всего двадцатого столетия не возникло ни одного нетрадиционного танцевального стиля не в тоталитарном государстве, ни в железном занавесе, а в общем недоверии к дилетантским любительским спектаклям, которое разделялось и публикой. И так до последнего времени напрасно ждали обновления балетной сцены. Только в последние года на фабриках, в подвалах, библиотеках и других, непривычных для этого искусства, местах, стали возникать группы, которые энергично выходили из масштабов привычного балетного театра и не связывали себя никакими примерами или авторитетами, искали свой путь в мире движения. Группы, которым в течение сравнительно небольшого времени наверстать тот путь, который западный театр прошел в течение десятилетий. Одним из этих храбрых новаторов является Геннадий Абрамов, который обосновался в одном из подвалов на улице Воровского в Москве. Он является многолетним соавтором известного режиссера драматического театра Анатолия Васильева, в постановках которого он создавал основной пластический материал. "Пластический театр" это русское понятие для движенческого или телесного театра - немецкое понятие Korper und Bewegungstheater. Итак, Абрамов открыл свой Класс экспрссивной пластики под крышей васильевской Школы драмма-тического искусства. Основными параметрами при отборе студентов были ин-дивидуальность, фантазия, склонность к импровизации, внутренняя свобода и только в последнюю очередь физические данные. Так возникла труппа, равную которой в Росии стоит поискать. Она показывает спектакли не за деньги, и спек-такли эти скромно называются представлениями студенческих работ. В этот подвал попадаешь как на конспиративную встречу. Внешне эти работы выгля-дят как цепь фрагментов, фарсово, патетически, философски, повседневно. Не сюжет соединяет все эти работы вместе, не тема, не воля, не логика режиссера - но то единство, которое называется Школой, не в смысле места, где получают образование, а в смысле художественного направления. Самое важное в этом танцевальном классе это абсолютная свобода, свобода от традиционных оков, от всевозможных систем и позиций, художественых влияний и от искушающих авторитетов. Класс начал с нуля и вступил на путь, который был совершенно вычер-кнут из практики русского балета. Требование руководителя этого балетного Класса слушать свое собственное тело, исследовать свои возможности, пред-метность и беспредметность мира выражать посредством движения. Все это так же старо, как старо наше двадцатое столетие. Невозможное в балете импровизи-рование возвышено в коллективе до принципа. Класс экспрессивной пластики состоит почти из балетмейстеров. Инсценировка создается с помощью собст-венного тела и тела партнера. В этом отношении Класс напоминает труппу "Пиллобулус", в которой хореографические тексты возникают в процессе кол-лективной импровизации и достигнутое не фиксируется. Напротив, подлежит многочисленным изменениям, которые происходят во время исполнения на глазах у изумленной публики. Абрамов воспитывает не технарей, а творцов. Это постоянное включение в творческий процесс должно передаться и зрителю. Используются различные движенческие стили и в этом тоже проявление хорео-графического мышления - степ, пантомима, акробатика, модерн-данс, но не в качестве нормативных средств, а как зерно, которое восходит к праэлементам танца: вдоху - выдоху, взлетам и падениям, скольжениям и поворотам. Так возникает язык, полный детской чистоты и и выразительости, шарма и юмора, конкретный и одновременно многозначный. Здесь бегают по стенам, висят на потолке, танцуют под шелест собственного платья на полной юмора беготне вокруг стульев возникает призрак злейшей агрессии. Здесь двери и страх могут играть и танцевать вместе, так же как раздевание случайного прохожего вок-зальной проституткой вместе с напряженной сугестией красного цвета. Последняя работа студии - Nota Bene - пластические заметки на полях романа Томаса Манна "Иосиф и его братья". Инсценировка комментирует роман без педантизма и псевдоглубокомыслия. В лучших сценах можно обнаружить оригинал, намеченный с изящным вкусом фамильярной фривольности - образ избранного народа, который в поисках самого себя и своего Бога подвержен силам голодного беспокойства театрально-патетических патриархов, солнечного жара странствия по пустыне, медленно текущего времени. Многие из этих эпизодов остаются в памяти - великолепная встреча Иакова и Рахили у колодца. Эти трепещущие под поцелуями ладони, дыхание тела, пугливого, пытающегося спрятаться, нерв, выражающий нежность и вдохновение. Это увлекающая игра непорочности, девственности, которая отвергает, препятствуя прикосновениям и взглядам. Соединение сцен произвольно и свободно. Но есть нечто фундаментальное, что соединяет структуру романа и структуру танца. Это - идея круга - бездонной воронки времени, смена жизни и смерти, уход и возвращение. Все это пронизывает роман Томаса Манна - знак круга - вращения вокруг собственной оси, вокруг воображаемого центра - закручивающееся движение тела, ног, ладоней, ходьбы - все это основы инсценировки Абрамова. Спектакль воздействует совершенно магически, свежо и вдохновляюще. Труппа Абрамова до сих пор не имеет своего театра. Нет сцены, нет света, нет костюмов. Техническое оснащение бедное, любительский магнитофон трещит и щелкает. Однако, если труппа выйдет из своего подвального бытия, получит все атрибуты благополучия, не исчезнет ли шарм и гордая бедность студенческого братства. Кто знает, сможет ли труппа сохранить свою самодостаточность, выстоит ли она все экзамены театра или останется ансамблем любителей? Татьяна Кузнецова. | |||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||
© 2000 "Класс экспрессивной пластики Геннадия Абрамова" kep@theatre.ru Телефакс (095) 358-83-73 |