Драматические спектаклиЛауреат премии "Золотая маска" Плач ИеремииКнига "Плач Иеремии", положенная на пениеКомпозитор Владимир МартыновШкола драматического искусства, Москва
Сценография и мизансцены - Анатолий Васильев Премьера спектакля состоялась 10 февраля 1996 года.
...И вдруг эта декоративная "соборная" стена начинает медленно наклоняться. Кажется, что голуби своим ничтожным весом привели в движение махину, которая накрывает нас своей тенью. В высшие секунды действа хор из поля зрения исчезает, слышны лишь возносящиеся кверху голоса. Мы остаемся наедине с одухотворенным пространством. Театр без актеров, пространство без людей, но дух творимого на твоих глазах искусства ощущаешь с небывалой остротой. "Господи, посмотри на поругание наше", - возносится вверх последний плач, хор облачается в голубые плащи с капюшонами, бородатые певчие, все как один двойники Васильева, шествуют вдоль белой стены. Потрескивает горящий воск, тревожно и глухо воркуют голуби, вклиниваясь в молитву. Спектакль возникает как бы из ничего, а потом уходит в чистоту и пустоту.
А.Васильев пробуждает "память о жанре", о происхождении театра, его близости мистериям и хранит историческую память российского театра, со щепкинско-станиславским отношением к театру, как к храму.
А.С.ПушкинПиковая дамаТеатр имени Е.Вахтангова, МоскваРежиссер-постановщик - Петр ФоменкоХудожник-постановщик - Станислав Морозов Художник по костюмам - Мария Данилова Художник по свету - Владимир Амел Сценическая композиция Петра Фоменко, Виктора Зозулина, Юрия Газиева.
Графиня - Людмила Максакова В спектакле звучит музыка из произведений Алябьева, Глинки, Гретри, Кремье, Моцарта, Сибелиуса. Премьера спектакля состоялась 7 марта 1996 года.
Счастье медленного чтения разлито в сценическом пространстве спектакля. Его свобода в этом счастливом обладании фразой, которую перекатывают во рту, продлевая наслаждение вкусом, прежде чем проглотить и насытиться. Они короткие, их можно удержать целиком, не ломая синтаксис, лишь улавливая музыкальный строй абзацев и пробелов.
Игровую стихию пушкинской прозы Петр Фоменко нащупал безошибочно. Легко и ловко, как нитку через игольное ушко, он вытащил ее на свет, на сцену и дал заново насладиться пушкинским гением, умом и лукавством. Оказалось, что в "Пиковой даме" сыграть можно решительно все, от первого эпиграфа до краткого, как в документе, заключения - сыграть и ни в чем не "обдернуться" (это авторское слово), если понять главный секрет предложенной игры. Он - в иронии. Мудрая пушкинская ирония в "Пиковой даме" - не охладившее душу чувство, но этому прямо противоположное. Это особая чуткость художника к игре самой жизни, где все неожиданно, многое смешно и странно, и нет греха в улыбке. ... Всепроникающая отвага сценической иронии - таков стиль спектакля.
О.Никифорова по Кобо АбэЖенщина в пескахАкадемический театр драмы, г.ОмскРежиссер-постановщик - Владимир ПетровХудожник-постановщик - Роо Мацусита Художник по свету - Дамир Исмагилов Балетмейстер - Николай Реутов Переводчик-консультант - Виктор Скальник
Женщина - Араки Кадзухо Премьера состоялась 28 июля 1996 года
Через много лет после рождения литературного текста, сообразуясь с новым временем, театр создает свой текст - о том, что "космос" может быть мал, как песчинка, конкретен, как взаимоотношения двоих, и, собственно, не зависит от внешних обстоятельств. Он заключен в тебе самом. ...Не знаю, кому первому пришла благая мысль соединить в спектакле японскую актрису и русского актера, тем самым еще ужесточив "предлагаемые обстоятельства". На пятачке песка встречаются не только чужие, враждебные, но и разноязыкие люди, вынужденные искать ОБЩИЙ ЯЗЫК, без которого им не выжить. У Михаила Окунева - русский текст и полуторачасовой монолог жестов, бессловесных намерений, драматической энергии, которой нужно пробить прозрачные стены. У Араки Кадзухо - японские слова, которые не понимаем ни мы, ни в основном он, - и эпическая энергия отражения, которая так свойственна японским женщинам. Он посылает пучки нервной энергии, она гасит их матовой темнотой тихого существования. ("Культура" 21 декабря 1996 года) Но если и есть что-то прекрасное на несовершенной планете - это преодоление непонимания и даже враждебности, эгоизма и "неправильной" зависимости от внешнего мира, ибо нет ничего вернее и прочнее, чем соединение человеческих душ... Такие мысли витают где-то "над"и "за" текстом, где-то "вокруг" и "около" спектакля.
К.ГинкасКазнь декабристовТеатр юного зрителя, МоскваАвтор спектакля - Кама Гинкас
Автор - Генриетта Яновская Премьера спектакля состоялась 22 ноября 1995 года.
Режиссерский дар Гинкаса - это прежде всего умение пробуждать острое и сильное чувство. Он замечательно накаляет атмосферу, заряжает эмоциями, придает сопереживанию особую силу. Персонажи его спектакля раскрываются перед зрителями воспаленно, не без сладострастия. Они притягивают и одновременно приводят в смущение: взглядам как будто бы предъявляется что-то непозволительно интимное, все складочки души, которые вообще не должны раскрываться при посторонннем.
Для Гинкаса историческая ситуация "казни декабристов" - только повод для исследования человеческой природы, ее бездн, ее ограничений и возможностей. Персонажи спектакля - люди, столкнувшиеся с чем-то большим, чем они сами, - с Казнью и с Памятью. Казнить, чтобы помнить. Пять белых рубах с кожаными табличками на груди (какая разница, чьи фамилии на табличках?) качаются на виселице. Как с этим жить и остаться человеком? Кама Гинкас не дает ответов, но он ставит тот единственный вопрос, на который, действительно, стоит отвечать."
О.МухинаТаня-ТаняТеатр сатиры на Васильевском острове, Санкт-ПетербургРежиссер-постановщик - Владимир ТумановХудожник-постановщик - Александр Орлов Музыкальное оформление - Александр Никифоров, Дмитрий Мурин
Таня - Наталья Кутасова Иванов - Валерий Долинин Охлобыстин - Валерий Кухарешин Зина - Дарья Молокова Девушка - Юлия Джербинова Мальчик - Владислав Лобанов Рабочий - Виктор Шубин Премьера спектакля состоялась 12 апреля 1996 года.
Спектакль "Таня-Таня" состоит, конечно, не только из атмосферы. Да и атмосфера складывается из того, как поняли своих персонажей актеры. Как почувствовал своего дядю Ваню Виктор Шубин. Как вздохнул, совсем по-чеховски "пропала жизнь!" и заиграл на свирели, словно Пан, Охлобыстин - Валерий Кухарешин. Как они вместе с Ивановым (или Ивановым?) затосковали об уходящем лете жизни. Этот спектакль вообще как бы про погоду и о временах года, про природу, у которой, как известно, нет плохой погоды. Но, прежде чем почувствовать "благодать", человек страдает, клянет судьбу, бежит за ускользающей тенью, а нагнав обладательницу тени, тоскует и скучает, смутно браня себя за то, что бежал на север, а не на юг.
Туманов как никто умеет находить адекватную сценическую форму для ассоциативно-импрессионистического мира, царящего в пьесах, где ремарка не менее существенна, чем диалог. Где характеры требуют дополнительной прорисовки, но одновременно не терпят жирных, реалистических мазков. Где герои не отделимы от атмосферы - зыбкой, нервной, ироничной и абсолютно достоверной.
"В Бибирево - хорошо!" - повторяют на все лады герои спектакля, и это "хорошо" сценограф Александр Орлов превращает в темное пространство, проросшее снопами метельного камыша и раздвинутое гладкими плоскостями зеркал и стекол, в которых дробится и двоится окружающий мир. ... Сели - хорошо! Птички поют на разные голоса, а приятный мужской голос объясняет, кому какой голос принадлежит. Хорошо!.."
А.ЧеховТри сестрыТеатр юного зрителя, Ростов-на-ДонуРежиссер-постановщик - Владимир ЧигишевХудожник-постановщик - Николай Симонов Художник по костюмам - Ольга Резниченко Художник по свету - Жанна Дазидова В спектакле звучит музыка дуэта "Белый острог" (г.Иркутск)
Ольга - Валерия Искворина Премьера спектакля состоялась 6 июня 1996 года.
...Получилась история не о олюбви - хотя и о любви; не о поисках себя - хотя именно о них; не о несбыточных желаниях - хотя и об этом тоже. Получилась история о том, чего мы все страшимся в душе больше всего, о том, что стремимся скрыть от всех и от себя, о том, что мы узнаем разумом или инстинктом, но - безошибочно. О трагедии нереализованности.
Спектакль "Три сестры" играется на Малой сцене c небольшим числом зрителей, которые ощущают себя вхожими в дом Прозоровых. В спектакле - неостановимое движение подлинной жизни, мастерски создаваемое режиссером и артистами. Иллюзия концентрированной жизни возникает, во-первых потому, что действие происходит одновременно в разных точках сценического пространства, которым является и собственно сцена, и ступеньки зрительного зала, и отчасти фойе, и даже появляющаяся в финале в открытом окне перспектива настоящей нынешней улицы. А во-вторых, каждому исполнителю удалось в своей роли создать историю персонажа и показать глубину бездны, которая называется человеческой судьбой.
Н.СкороходЛя бемоль
|
© 1997 Золотая Маска
maska@theatre.ru