"Не любовь, а судьба..." С.Довлатов
Художественный руководитель постановки - Екатерина Еланская
Инсценировка - Дмитрий Ячевский
Режиссер - Дмитрий Ячевский
Художник - Владимир Солдатов
Премьера - июнь 1998 года
Спектакль идет без антракта, продолжительность - 2 часа
Названием для спектакля, поставленного по довлатовскому "Заповеднику", послужили слова главного героя повести, произнесенные им в адрес своих сложно-неопределенных взаимоотношений с женой: "Не любовь, а судьба". Однако, на мой взгляд, цитата для заглавия выбрана не вполне удачно. Суть происходящего на сцене в гораздо большей мере отражают другие слова товарища Алиханова - диссидентствующего писателя, обосновавшегося на лето в пушкинском заповеднике дабы подзаработать. "Здесь же нет ни одного нормального человека", - со смешанным чувством тоски и восхищения восклицает он, познакомившись с персоналом заповедника. Многочисленные начальницы, одуревающие от одиночества и женской неустроенности; веселые и бесшабашные алкаши, считающие зарплату на "чекушки"; находчивые экскурсоводы, показывающие за отдельную плату "почитателям" пушкинского таланта "истинную могилу поэта, тщательно скрываемую советскими властями"...
Советская действительность середины 70-х годов с ее абсурдностью, доходящей до идиотизма и беспросветной тоской, заглушаемой изрядными возлияниями, разыгрывается актерами театра "Сфера" узнаваемо убедительно. Взятый ими бодренький темп, изредка был прерываем вставными музыкальными номерами, исполняемыми "в живую" томным длинноволосым юношей. Романсы Даргомыжского и Глинки на стихи Пушкина и Дельвига комментировали любовные томления главного героя и одновременно не давали зрителям забыть, что действие происходит в пушкинских местах. Искренне не люблю подсказки такого рода (для меня они сродни смеху за кадром, указывающим "тупому зрителю" когда нужно смеяться), однако могу пережить их наличие. Но на сей раз певческое мастерство актера было столь низким, а театральный антураж, сопровождающий "видения" героя, столь безвкусным (одетая в белое героиня, держа свечу в руке и изображая загадочное выражение на лице медленно шествовала через сцену), что становилось грустно и тоскливо. Хотелось крикнуть: "Уберите эту пошлость!". Но воспитание не позволяло...
А.С.