"Маскарад" М.Ю. Лермонтов
Режиссер-постановщик - Виктор Шамиров
Художник - Павел Каплевич
Премьера - 15 декабря 2000 года
Спектакль идет с двумя антрактами, продолжительность - 3 часа
Человечество не владеет каноническим текстом драмы Лермонтова "Маскарад". Из пяти существовавших редакций пьесы до нас дошло четыре. О первой, трехактной, известно лишь, что она представляла собой не набросок, но законченную драму и завершалась отравлением Нины. Прижившийся на русской сцене четвертый акт, несший наказание неправедному мстителю, возник под давлением цензуры, как и мистическая фигура Неизвестного. В последней же, пятиактной редакции, роль Неизвестного была автором вымарана, что дало повод литературоведу Б. Эйхенбауму сделать вывод: "Неизвестный - вовсе не такой уж органический для Лермонтова и для "Маскарада" персонаж" (хотя спору нет - весьма театральный).
Режиссер Шамиров без сожаления расстался и с Неизвестным, и с четвертым актом, и с возмездием: ну какое может быть возмездие из цензурных соображений? Отметя все насильственные вмешательства в лермонтовский замысел, датированные XIX-м столетием, сам Шамиров в этом замысле деятельно похозяйничал. Усмотрев порок всюду - и в обратной исторической перспективе, и в нынешней реальности - режиссер перетасовал времена и обличья, предъявив зрителю опустившееся и разложившееся общество, мало претендующее на звание светского.
Облезлые, поиздержавшиеся игроки мечут банк не на зеленом сукне, но примостившись в неудобных позах на ступенях лестничного пролета, где-то на на задворках дома с колонадой, чей фасад с торжеством явлен художником Каплевичем. Последующие события разыграны словно грубой, завистливой челядью в неуютной людской: вульгарно, чрезмерно, эпатажно. Несколько рознится с остальными персонажами самовлюбленный, надменный Арбенин (Сергей Шакуров), отталкивающе смакующий свое несчастье. Но и он - мелок и недалек. Будто бездушная марионетка монотонно-ангельским голоском пытается оправдаться перед мужем оклеветанная Нина (Ирина Гринева). Впрочем, круг ее общения (Баронесса Штраль, к примеру) не оставляет сомнений: порочна! В этой постановке на каждой лестничной ступеньке примостились злодеи всех пошибов, шулера, выпивохи, женщины легкого поведения и прочий сброд. Режиссеру среди них, похоже, комфортно.
Целый ряд составляющих "Маскарада" вселяет подозрение в сознательном копировании (пародировании?) Шамировым приемов режиссера Владимира Мирзоева, постановщика того же театра.
В спектакле также заняты: С. Пинчук, В. Толстоганова, А. Самойленко, В. Колганов и другие.
М. Х.