"Соколы и вороны" А.И.Сумбатов-Южин, Вл.И.Немирович-Данченко Совместное драматургическое творение двух известных людей - князя Сумбатова (он же премьер Малого театра актер Южин) и одного из создателей Художественного театра Немировича-Данченко. Об этом вопиет афиша, на которой огромными буквами значится: "НЕИЗВЕСТНАЯ ПЬЕСА ВЕЛИКИХ АВТОРОВ". Есть и подзаголовок: старинная русская мелодрама. Сюжет в меру прост и сверх меры нравоучителен. Две юных особы вьются вокруг молодого и якобы полного достоинств Сергея Павловича Зеленова (в очень слабом исполнении И.Григорьева), кассира коммерческого банка. Одна из них - Евгения Константиновна (Ю.Цыбульникова) - замужем за управляющим того же банка (следовательно, богата), но страстно влюблена в Зеленова. Другая - Антонина Трофимовна (Е.Шкурпелло) - бедна и положила себе целью выйти замуж за вполне обеспеченного по ее меркам Зеленова, что ей вскоре удается. Оскорбленное чувство отринутой Евгении Константиновны требует мести: Зеленов должен стать навеки несчастным. С помошью мужа (Н.Прозоровский), ни в чем не знающего ей отказа, Евгении Константиновне удается обвинить Зеленова в краже ста тысяч казенных денег и отправить под суд. Зло уже почти восторжествовало, когда очнувшаяся совесть заставила мужа Евгении Константиновны снять с Зеленова обвинение и объявить виновным себя. Финальный аккорд спектакля: признавшийся в краже и навете управляющий банка падает без чувств, вероятно, сраженный инфарктом. Звучит музыка, актеры выходят на поклоны, исполнительница роли Евгении Константиновны кропит лежащего без чувств водой (живой?!), и он приходит в себя. Прощение даруется рукой главной виновницы всех бед. Мораль не совсем ясна, а между тем коммерческих банков в наши дни не меньше, чем век назад, так что внятная мораль могла бы пригодиться... М.Х. |
"Скупой рыцарь" А.С.Пушкин Режиссер Игорь Штернберг, похоже, всерьез убежден: главное действующее лицо пушкинского "Скупого рыцаря" - Герцог. Убежден настолько, что присочинив для него немалое количество непредвиденных автором деяний (как то: лихо дирижировать открытием и закрытием занавеса; с величайшим глубокомыслием усердно двигать массивное кресло Барона; выделывать сомнительные пластические фигуры; и более существенное - подслушивать, подглядывать и провоцировать Альбера на преступление), сам его и сыграл. От чрезмерных встреваний Герцога в происходящее - примерно три четверти спектакля он маячит перед зрителями - быстро начинает рябить в глазах. Так что почти не удивляешься появлению на сцене еврея-ростовщика сразу в двух лицах. По-видимому, в глазах Альбера тоже начинает двоиться, но он как-то быстро с этим осваивается, адресуя свои требования денег одновременно двум жидам. Неизвестно, удалось ли бы задержаться в репертуаре театра спектаклю, полному подобных "находок" (помимо описанных имеются и другие, столь же парадоксальные), если бы не приглашение Георгия Менглета на роль Барона. Хочется думать, что участие в постановке театра "Вернисаж" народного артиста - единственная причина снисходительности художественного руководства театра к такому произведению режиссерского искусства. М.Х. |
На страницу рецензий На главную страницу сервера Авторы: М. Хализева, А. Сергеева Создатели страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников pochta@theatre.ru |
|