KOI | MAC | DOS | WIN | LAT



Краткая история Театра Табакова

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ПОД РУКОВОДСТВОМ ОЛЕГА ТАБАКОВА ведет своё начало от детской театральной студии при Бауманском районном Дворце пионеров, где в 1974 году занятия со столичными старшекласссниками начали О. Табаков, А. Леонтьев, К. Райкин, В. Фокин, С. Сазонтьев, А. Дрознин. Спустя два года, группа наиболее способных студийцев была приглашена О. Табаковым на курс, набранный им в ГИТИСе (Государственный институт театрального искусства, ныне - Российская академия театрального искусства).

Одновременно студия получила в своё распоряжение небольшое помещение в подвальном этаже жилого дома по улице Чаплыгина, 1-а, где до этого находился угольный склад, а позднее - агитпункт. Здесь с 1978 года труппа начала давать регулярные спектакли, став таким образом едва ли не первым независимым театром в Москве. Бюджет молодого коллектива складывался из гонораров художественного руководителя, сценическое оборудование практически отсутствовало, а вместо зарплаты актёры получали институтскую стипендию.

В 1980 году была предпринята первая попытка открыть театр на базе "табаковской студии". Несмотря на то, что она закончилась неудачей (по независящим от студийцев причинам), работа здесь не прекращалась. Вместе с выпускниками своего "первого призыва" О. Табаков набрал в 1981-1982 годах новый гитисовский курс, и, спустя четыре года, вновь возник вопрос об "официальном" открытии театра-студии.

Повторная попытка оказалась успешной. На основе двух выпускных курсов был создан Московский театр-студия под руководством О. Табакова - первый из десятков и сотен студийных коллективов страны, получивших государственную дотацию.

Олег Табаков принадлежит к той плеяде русских интеллигентов, у которых годы не гасят максимализм юности, а душа не черствеет под ударами судьбы. Поэтому ровно двадцать лет назад он набирает студию талантливых подростков, готовит их к поступлению в ГИТИС, а следующее поколение - уже в Школу-студию МХАТ, где вот уже более 10 лет он является ректором.

Сегодня в репертуаре театра - 12 названий. Его авторы - это Гончаров, Чехов, Горький и, конечно, современные отечественные и зарубежные драматурги. В труппе около тридцати актеров; среди них такие широко известные имена, как заслуженные артисты России Евдокия Германова, Марина Зудина, Андрей Смоляков, Александр Мохов и другие. Подлинная известность пришла в последнее время к Владимиру Машкову и Евгению Миронову, удостоенным премий за лучшие мужские роли на кинофестивале "Молодые звезды Европы" в Женеве и на отечественной "Нике-95". Оба молодых актера удостоены звания "Заслуженный артист России".

Театр много гастролирует по России и за рубежом (США, Япония, Германия, Франция, Канада, Израиль), его приглашают на известные международные театральные фестивали. Петербургские театралы с трудом могли попасть на "Последних" и "Смертельный номер" во время прошлогодних гастролей в северной столице. Нынешней весной театр вновь направляется в Питер. По приглашению Питера Штайна, возглавившего Зальцбургский театральный фестиваль, спектакль "Страсти по Бумбарашу" побывал в Австрии. "Головокружительным, пронзительным, ярким музыкальным ревю" назвали "Бумбараш" местные газеты, отмечая потрясающую самоотдачу молодых актеров, их "брызжущий театральный темперамент". В Театральном фестивале в Риме осенью 1996 года принял участие спектакль "Последние".


Идея студийной жизни как самой естественной для актеров - в крови Олега Табакова. Тут, как говорится, память жанра. Студиями обзаводился основатель МХТ, студией был в свои годы ефремовский "Современник". Табаков в этой вере воспитался, другой идеи и другой театральной веры у него просто нет. Выросший в "Современнике" и там же осиротевший, он с невероятным упорством в разные периоды своей жизни пытался сотворить студийный театр. Он начал свое первое дело ещё во времена своего директорства в "Современнике", отбирал талантливых подростков по принципу старых императорских училищ, где полагали, что актерский талант - вино, которое чем старей, чем сильней. Он производил отбор в грудах романтического актерского "шлака", рано проявив учительский дар. Набирая и выпуская ГИТИСовские курсы, он постепенно формировал ядро будущего театра. Не хватало только одного фермента, который бы объединил всех в студийную театральную секту, готовую пойти за своим лидером. Время не благоприятствовало студийной идее Олега Табакова. Зерна были посеяны, но взойти настоящим побегом долгие годы не могли.

Казенно-полицейский режим мог обласкать актера Табакова, любоваться его эксцентрическими эскападами и уморительными трюками, но позволить ему начать собственное театральное дело не хотел. Его лицедейская хватка с идеологической точки зрения доверия не внушала. Хорошо помню то тревожное, не очень характерное для Олега Павловича состояние крайней озадаченности и какого-то даже изумления, когда высшая московская власть отвергла его челобитную по созданию студии. Победитель по природе, он не ведал самого этого чувства отвергнутости. Он бросился к своим бывшим товарищам по "Современнику" - не получилось. Он готов был вступить в союз с могущественным ГЛАВПУРом и обосноваться в безбрежных просторах Центрального театра Советской Армии - но и генералы сдрейфили. Он готов был отправиться со своими ребятами даже в Подольск - не вышло. Всевидящий глаз и всеслышащее ухо работали безотказно.

Студия Табакова многие годы существовала в эмбриональном виде, в основном на средства самого создателя, существовала в подвале, подаренным ему секретарем Бауманского райкома партии. В доме на улице Чаплыгина, над подвалом, бывал Ленин, слушал там "Аппасионату" ("нечеловеческая музыка"). Там бывал писатель Горький, жили полярник Кренкель и нарком НКВД Ежов. Наверху был знаменитый дом, а под ним был угольный склад, советские катакомбы, пристанище для алкашей. Ребята вычистили катакомбы и зажгли, так сказать, лампаду. В 1978-м я смотрел там пьесу Леши Казанцева "С весной я вернусь", а потом "Две стрелы" Володина - спектакли, уместные не только во времени, но именно в том пространстве, в котором они родились. Подвал сразу же предъявил несколько высокоодаренных молодых людей, подвижников новой театральной веры, имевших что-то свое за душой. Постепенно складывался репертуар, приходили близкие по духу актеры (из новых гитисовских выпусков Табакова). Подвал обрастал своими авторами, критиками, поклонниками и врагами, он творил свои легенды и мифы, но театра не было.

Он возник тогда, когда переломилось время. В августе 1986-го на заре перестройки Табаков вырвал министерский приказ о создании театра-студии. Освободились от соседей - клуба старых большевиков, раздвинулись вширь и ввысь, и через полгода официально открыли театр, которому весной 1997-го исполнилось десять лет.

Важно было бы сравнить десятилетние юбилеи. Молодого МХТ, "Современника" или Таганки. Сравнить периоды театральной эйфории с эпохами стабильности или упадка. Увидеть, как люди театра проходят сквозь отпущенное им время. Подвал на Чаплыгина все это познал сполна. Тут случались громкие общероссийские удачи, тут знавали горькие поражения и разочарования. "Табакерке" предрекали быстрый конец и распад (удел всех студий, становящихся театрами), но подвал не только выжил, но с каждым годом приобретал все более уверенный и осмысленный облик. За десять лет табаковская студия взрастила созвездие актеров первой величины, тут дали дорогу режиссерскому дарованию Владимира Машкова, по достоинству оценили блестящего художника Сашу Боровского. Азарт открытия и культивирования дарования, звериное, если хотите, чутье на талант и не завистливость к чужому успеху (а кому Табакову завидовать!) привели к умножению усилий. Табаков приглашает в театр Марию Миронову и Ольгу Яковлеву, Максимилиана Шелла и Валерия Фокина, Адольфа Шапиро и Александра Галина, Василия Аксенова и Сергея Никитина. Он рискует с пьесами молодых (один из немногих в рыночной Москве). Он "подружил" свой театр с Петером Штайном, он отдал подвалу свои бесчисленные контакты на всех уровнях, он провел свой кораблик между Сциллой дряхлеющего советского дракона и Харибдой наглого жадного русского капитализма. Сам себе и Савва Морозов, и Немирович-Данченко, он открыл новое время как увлекательную пьесу, в которой ему пока интересно играть.

Первый артист созданной им труппы, он стоит перед новым временем и новыми проблемами. Он не боится рисковать. Количество премьер последних лет удивляет. Еще больше удивляет их разнообразие: художественные щупальца протянуты в самые разные стороны. Томас Манн запросто братается с Олегом Богаевым из Екатеринбурга, а Владимир Набоков чувствует себя неплохо рядом с Александром Николаевичем Островским. Кажется, что кризисы и катаклизмы новейшей нашей истории "Табакерки" не касаются. Вернее, здесь все российские кризисы научились преодолевать единственно верным способом: творческой работой, беспрерывным поиском. Каждый год театр пополняют выпускники Школы-студии, питомцы Олега Табакова и его верного помощника по школе профессора Михаила Лобанова. Новички оказываются рядом с мастерами, которые уже завоевали себе громкое имя. Проблема поколений, их трудного органического единства встает и перед "Табакеркой". Это естественный ход вещей.

В театре Олега Табакова есть общая история, общая память и общая боль. В нем есть уже свой мартиролог, без которого театральная семья не живет. В сказках героя испытывают огнем, водой и медными трубами. Испытание водой и огнем "Табакерка" прошла. Дай ей Бог пройти испытание "медными трубами", то есть славой. Самое трудное испытание для театра.

Анатолий Смелянский.


назадВернуться на главную страницу Театра Табаковавперед
Вернуться на главную страницу Театра Табакова


Создание страницы: Артемий Лебедев, Игорь Овчинников.
Адрес: tabakov@theatre.ru