ВАЛЕРИЙ БЕЛЯКОВИЧ
Художественный руководитель, главный режиссер
Московского Театра на Юго-Западе,
Заслуженный артист России
Бессменный лидер одного из первых российских студийных театров, рождавшихся в конце 70-х. Создав в 1977 г. Театр-студию на Юго-Западе, он сразу же прославился как один из самых смелых режиссеров-авангардистов и дерзких экспериментаторов.
Ныне он - бывалый театральный вождь, а его детище, Театр на Юго-Западе, давно перешагнув границы студии, стал легендарным коллективом со своей оригинальной и уникальной эстетикой.
Маленький театрик Беляковича на проспекте Вернадского - это беспрерывные многолетние аншлаги, это неисправимый зрительский ажиотаж, игнорирующий миф о театральной непосещаемости.
Сегодня Театр на Юго-Западе - самый репертуарный в Москве. В нем идут 34 спектакля, в основном классика: Шекспир, Гоголь, Булгаков, Чехов, Сухово-Кобылин, Гольдони, Макиавелли. Из западно-европейской классики ХХ века - Камю и Сартр, Кокто, Ионеско, Гельдероде. Есть в афише и американцы - Н.Саймон, Курт Воннегут, наши соотечественники и современники - В.Шукшин, Вен.Ерофеев, Л. Корсунский, Л. Жуховицкий. Репертуар неукротимого размаха, вроде бы несоизмеримого с малой сценой...Спектакли играются много лет, бережно сохраняются, умудряясь не устаревать и не терять актуальности долгие годы. Ну а такие спектакли, как "Гамлет", "Мольер", "Трилогия" Сухово-Кобылина и перенесенный на сцену булгаковский шедевр "Мастер и Маргарита" , "Ромео и Джульетта" и "Макбет" создали театру непоколебимую славу.
Театр на Юго-Западе - это "театр одного режиссера". Все постановки принадлежат руке Беляковича и обладают единым "стилевым полем".
Магическое "черное пространство" его сцены, таящее все загадки и разгадки напряжения действия, знаменитая "сценография света", "штурм и натиск" его зрелищ, энергетика, объединяющая сцену и зал в едином порыве - все это уникальные эмблемы его стиля.
Труппа - это его детище, верная команда актеров, воспитанных в духе и стиле театра и давно уже ставших знаменитостями: Виктор Авилов, Вячеслав Гришечкин, Сергей Белякович (младший брат режиссера), Ирина Бочоришвили, Алексей Ванин...И сам Валерий Белякович - блистательный актер, солирующий в своих спектаклях.
О. Игнатюк
(автор статьи о Театре на Юго-Западе в энциклопедии "Кто есть кто в России"
М. Олимп, ЭКСМО-пресс,1997. стр. 61.)
"Повелитель цирка" - так называлась одна из лондонских рецензий, посвященных спектаклю Питера Брука "Сон в летнюю ночь", ныне ставшему классикой и легендой ХХ в. Я вспомнил об этом названии для того, чтобы встали рядом эти два имени: Белякович и Брук.
Нет ли в этой аналогии преувеличения? Убежден - нет! Вечер, который устроили эти "дети райка" на прославленной, овеянной легендами сцене МХАТа в Камергерском, обозначил связь времен и связь поколений так пронзительно, так неожиданно и точно, так несрепетированно и подлинно. Это прозвучало в выступлении И.И.Судаковой: все точно сомкнулось в ее жизни от знаменитых родителей Ильи Судакова и Клавдии Еланской, работавших со Станиславским, до ее ученика Валерия Беляковича, на этой же сцене празднующего 20-летие своего театра.
В этот вечер меня поразил его интуитивно-безошибочный вкус и филигранное чувство меры или соразмерности, его изысканный демократизм. Дешевая популярность ему не нужна, популярность его театра - заполненный до потолка зал. Эта естественность во всем, что он делает, - уникальный, высший дар, позволяющий быть самим собой и в "райке", и в Бэкингемском дворце, доведись ему там оказаться. На сцене он покоряет, берет в плен. А все сомнения, разочарования, всякую смуту и "маяту" он оставляет за кулисами, хотя все они присутствуют в его жизни. Иначе не был бы он Художником, Актером и Режиссером. Повелителем цирка.
Юрий Фридштейн
(в газ."Экран и сцена",1997, 19-26 июня)
Примечание: Валерий Романович Белякович, главный режиссер, художественный руководитель и постановщик всех спектаклей Театра на Юго-Западе, закончил ГИТИС (ныне РАТИ) в 1981 г., факультет режиссуры под руководством нар.арт. Бориса Равенских, возглавлявшего академический Малый театр. И.И. Судакова преподавала там актерское мастерство.
"Здесь хорошо понимают, что театральное творчество оказывается несостоятельным, если не находит отклика у современников и соотечественников, если нет зрительского восторга, самозабвенной погруженности в спектакль. Театр на Юго-Западе любит своих зрителей, и зрители любят этот театр, его умное, доброе и светлое искусство. Беляковичу и его актерам удается почти невозможное: сделать театр, интеллектуальный по сути и изощренный в приемах, "общедоступным" в том смысле, который вкладывал в это слово Станиславский. Они умеют быть серьезными - но не скучными, забавными - но не пошлыми, трогательными - но не сентиментальными.
Необычайно привлекательна возникающая на этой сцене совершенно особая атмосфера актерского существования: самоирония и всегда доброжелательный интерес к партнерам, нескрываемое удовольствие и от игры, и от "роскоши человеческого общения". Буквально завораживает уникальная свобода импровизации, когда исполнители ролей точно знают, что и ради чего делают, но, кажется, не знают, как именно сделают это на каждом конкретном представлении".
Т. Фомина
("Театральная Москва",8,1997)
|