Театр "Школа драматического искусства"
|
Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи |
Александр Пушкин |
Уроки Анатолия Васильева
Сценография Игоря Попова и Анатолия Васильева
Лаборатория актеров:
Мизансцена "На балконе": |
Анатолий Васильев окончил химический факультет Ростовского университета. Работал в Сибири, участвовал в океанографических исследованиях на Тихом океане. В 1968 году поступил в ГИТИС (курс А. Попова и М. Кнебель). Среди его работ: "Соло для часов с боем" О. Заградника (1973) с участием актеров старшего поколения МХАТ, "Первый вариант Вассы Железновой" М. Горького (1978) в театре им. К.С.Станиславского и "Взрослая дочь молодого человека" В.Славкина (1979). В театре на Таганке - "Серсо" В.Славкина (1985). В 1987 году Васильев открыл театр "Школа драматического искусства" спектаклем "Шесть персонажей в поисках автора" Пиранделло. Последние премьеры его театра: "Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи" А.С.Пушкина, "Илиада" Гомера (1997). За рубежом Васильев поставил "Маскарад" М.Лермонтова в "Комеди Франсэз" (1992), "Дядюшкин сон" Ф. Достоевского в Будапеште (1994), "Пиковую даму" П.Чайковского в Веймаре (1996). Лауреат Государственной премии им. К.С.Станиславского (1988), кавалер ордена искусства и литературы (Франция, 1989), лауреат премий "Новая реальность европейского театра" (1990) и "Премия Хаос" (премия Пиранделло) (1992), заслуженный деятель искусств России (1993), лауреат премии Фонда им. К.С.Станиславского ("За вклад в развитие театральной педагогики", 1995). Спектакль "Плач Иеремии" награжден в 1997 году Национальной театральной премией России "Золотая маска" по двум номинациям: лучший спектакль и лучшая сценография. |
Васильев не укладывает пьесу Пушкина в рамки заранее придуманной концепции. Он деструктурирует ее, а затем начинает манипулировать фрагментами как гранями кубика Рубика. Первое, что поражает в его спектакле, - отрешенные лица актеров и удивительная манера чтения стихов, почти без выражения и почти не индивидуализированная. Создатели МХАТа в свое время бились над вопросом, как совместить поэтическую речь и психологию. Васильев для начала устранил психологию, оставив одну поэзию, и заставив актеров всецело отдаться ее стихии. Он слил воедино две концепции театрального действа - как перманентного актерского тренинга и как эстетически замкнутого и завершенного целого. Разъятый текст пьесы перемежается с лирикой Пушкина и отрывками из "Гавриилиады" и "Египетских ночей". Поначалу эти манипуляции кажутся бессмысленными, но из единой поэтической субстанции постепенно будто сами собой кристаллизуются тема, сюжет, характеры, коллизия и проступает центральный лейтмотив: возможно ли совместить гедонизм и христианство, жизнь духовную и жизнь в миру. Внутренний сюжет спектакля удивительным образом рифмуется с темой театральных поисков самого Васильева. Ведь театральное бытие тоже чуждо религиозному. Эту изначальную греховность сценического искусства Ежи Гротовский преодолел, превратив театральный процесс из "вещи для нас" в "вещь в себе". Он сосредоточился на процессе. Васильеву столь же важен оказался результат. Не менее Гротовского увлеченный концепцией театра как жизнестроительства, он продолжает жить в миру и ставить спектакли. Думаю, что этот грех прощают на небесах. Марина Давыдова |
29, 30, 31 мая Поварская, 20 |
"Сон в летнюю ночь" | На главную страницу фестиваля | "Аркадия"
Пишите нам: chekhov_fest@theatre.ru
Count file "/home/www/theatre/theatre/www//chekhov_fest/don_juan.count" non-existant.
посещений с 25.05.98