KOI | MAC | DOS | WIN | LAT
ВНИМАНИЕ! Все авторские права на пьесу защищены законами России, международным законодательством, и принадлежат автору. Запрещается ее издание и переиздание, размножение, публичное исполнение, перевод на иностранные языки, постановка спектакля по пьесе без письменного разрешения автора.

Надежда Птушкина

Плачу вперед

Комедия в 2-х действиях

Действующие лица:

Михаил Александрович Распятов
Полина Сергеевна Аметистова
Олимпиада Николаевна Сидорова (Липа)
Натуся


Действие первое

Двухкомнатная сугубосмежная квартира, в которой уже двадцать лет живут Распятов и Аметистова.

Что это гнездышко артистов, ясно с первого взгляда: фотографии, афиши, сувениры... А в данный момент много букетов; цветы стоят даже в ведре.

Диван-кровать раздвинута. Постельное белье сбилось. Спят на нем двое. Михаил, в смокинге с бабочкой, лежит поверх одеяла. Голова Олимпиады, со следами парадной укладки, торчит из-под одеяла.

Похоже, Михаил замерз, потому что он поворачивается во сне и тащит ту часть одеяла, под которой Олимпиада, на себя, - пытается укутаться. Это ему удается, но его маневр разбудил Олимпиаду. Просыпается она, как боец на позиции, мгновенно оценивает обстановку вокруг. Одета Олимпиада, или, лучше сказать, раздета, шикарно, как в западном крутом порнографическом фильме. Оголенность не прикрыта, а всячески подчеркнута - это и подвязки, и панталончики, в модели которых отсутствует собственно все, к чему мы традиционно привыкли, но много излишеств. И так далее... Липа внимательно рассматривает Михаила.

Липа (философски). И на завтрак в постель губу раскатывать тоже, видимо, не следует. (Не вставая, достает из сумочки, которая неподалеку, зеркальце и рассматривает себя.) Пятьдесят! Боже мой, Боже мой! Как хороша! И с каждым годом все лучше и лучше. Неужели это и есть сила любви? Господи, помоги мне! В общем, я как всегда сама, но хоть подстрахуй! Держи удар, Липа! С прямой спиной, с ироничной улыбкой. (Пытается вернуть себе часть одеяла, и ей удается.)
Михаил (вцепляется в одеяло и от этого пробуждается. Спросонок агрессивно). Полина! Поля! Поленька! Полюшка!
Липа (склоняется над ним, "гипнотизирует"). Липа. Липуша. Липочка. Олимпиада. Липучка.
Михаил. А? (Соображает явно с трудом, в интонации - посталкогольный синдром; смотрит Липе в лицо.) И здесь вы? Какой сюрприз! Доброе утро!
Липа. Вечер добрый! Утро мы проспали. Как, впрочем, и день. Так что - добрый вечер! Помните, в нашей с вами молодости была такая песенка "Добрый вечер, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат. Значит, день был по-доброму прожит, он умножит счастливые дни...".
Михаил (громко). Поля! Полинка!
Липа. Полина Сергеевна здесь сегодня не ночевала.
Михаил. Как это - не ночевала? В каком смысле?
Липа. Ревнуете?
Михаил. Ревную? Я? Кого?
Липа. Супругу.
Михаил. Чью?
Липа. Свою.
Михаил. Полину? Ревную? Зачем? Никогда!
Липа. А заволновались чего?
Михаил. Нет, не заволновался. А вы, значит, у нас ночевали?
Липа. Скорее, дневала. Я ведь вас только под утро сюда привезла. А Полина Сергеевна, если помните, на банкет не осталась, а спешно уехала к дочери. Ну я и вызвалась доставить домой цветы и вас.
Михаил. Меня доставили вы? Странно. Спасибо!
Липа. Вам - спасибо.
Михаил. Не благодарите. Успех вчерашней премьеры - наш с вами общий успех.
Липа (многозначительно). Сейчас я благодарю вас не как зритель, а как женщина. За то удовольствие, которое вы мне подарили как женщине.
Михаил. Спросонок все, что вы говорите, кажется мне крайне загадочным.
Липа. Вспомните!
Михаил. Вспомнить что?
Липа. Что-нибудь! Ну, догадывайтесь, догадывайтесь!
Михаил. С догадливостью плохо. Вчера перебрал чуть-чуть. Голова тяжелая.
Липа. Намекнуть?
Михаил. Намекните!

Липа в своем эротическом костюме вскакивает прямо на постели в полный рост.

(Тоже вскакивает от неожиданности. После паузы, испуганно.) Нет!
Липа (торжествующе). Да!
Михаил. Вы на что намекаете?
Липа. Именно на это!
Михаил. Кошмар! Неужели я так напился?
Липа (забирается под одеяло и отворачивается). Спасибо.
Михаил (присаживается рядом). Извините, Бога ради! И не хотел, и не думал, и не помню ни черта. Наверное, все-таки здорово вчера перебрал. Липочка, я к женщинам вообще не пристаю, а уж к вам-то, тем более! Сами посудите, разве в нормальном состоянии мне пришло бы в голову приставать к вам? С какой стати? Зачем портить отношения? Вы не волнуйтесь, это не повторится.
Липа. Не повторится?
Михаил. Это - алкоголь. Только! Нельзя мне пить. Просто на себя не похож становлюсь. И главное - ничего не помню.
Липа. Не помните?
Михаил. Будто и не было!
Липа. Было! И - ах, как было!
Михаил. Безобразие! Напьюсь и начинаю выпендриваться!
Липа. Ах, как это было, ах!
Михаил. До чего же неловко! Извините меня, дурака! Давайте сделаем вид, что ничего не было!
Липа. Невозможно! Это же было, было!
Михаил. Не помню, ничего не помню. Какие у вас на сегодня планы?
Липа. Ах, планы... Такие планы.... такие... Ладно, проехали. Забудем!
Михаил. Спасибо!
Липа. Не берите в голову! Я, можете считать, уже забыла. Это все мне показалось, привиделось, намечталось... Ах, как это было!
Михаил. Я вам искренне признателен.
Липа. Пустяки. Все забыто. Ах, как это было! Все, все забыто! И это забыто, и то.... Ах, и даже это забуду... Все, все, все...
Михаил. Прежде, чем мы это все забудем, можно один вопрос?
Липа. Конечно, конечно. Ах...
Михаил. Как вам показалось - я соответствовал?
Липа. Вы? Не вполне!
Михаил. Да? Нельзя пить! Вообще нельзя. Ни грамма!
Липа. Только третий и пятый раз - ничего себе.
Михаил. Третий и пятый? Вы шутите? Вы меня с кем-то путаете!
Липа. Конечно, шучу! На самом деле замечательно было все. Вы - выдающийся мужчина! Как на сцене, так и в постели.
Михаил. Пора вставать! Вечер уже. (Напевает.) "Добрый вечер, а что это значит?" Помню песенку! Вы - отсюда куда?
Липа. Я отсюда - никуда. Я здесь намерена завтракать в постели.
Михаил. В какой постели?
Липа. Все в этой же!
Михаил. В каком смысле - завтракать?
Липа. Вы меня соблазнили, бросили, да еще и кормить отказываетесь!
Михаил. Нет, не отказываюсь кормить.
Липа. Тогда - готовьте завтрак и подавайте мне в постель!
Михаил. Да?
Липа. Да!
Михаил. А может быть, лучше...
Липа. Что?
Михаил. Куда-нибудь пойдем поедим?
Липа. Хочу в постели. А потом можно куда-нибудь пойти.
Михаил. Я - мгновенно! (Выскакивает на кухню, надевает фартук, рукавичку.) Яйца? Где-то у меня были яйца?
Липа. Ищите спокойно. Не нервничайте! Я потерплю.
Михаил. Вот они! Полина всегда кладет яйца в разные места. Я никогда ничего не могу найти. Яичница вас устроит?
Липа. А у меня есть выбор?
Михаил. Некоторый есть. Могу - яйца всмятку.
Липа. Если так, то яичницу! Из трех яиц!
Михаил. Есть только два.
Липа. Поделимся!
Михаил. У меня аппетита нет совсем!
Липа. Во время еды придет!
Михаил. Придет кто?
Липа. Аппетит! Скорее, скорее!
Михаил. Спешу, сам спешу!
Липа. С ума схожу от нетерпения! Столько энергии ночью израсходовала!
Михаил (с грохотом роняет тяжелую сковороду себе на ногу). Черт!
Липа. Да не волнуйтесь вы так! Самое страшное позади.
Михаил. Черт!
Липа. С вами все в порядке?
Михаил. Если не считать, что уронил два последних яйца! А кроме яиц, у нас с Полиной, похоже, ничего и в помине нет. Полина вся отдавалась роли и хозяйством не занималась совсем. Да еще и живет на два дома. Часто бывает у дочери, там внучка, и Полина хочет уделять ей побольше внимания. Дочь у Полины от первого брака. Когда мы поженились, Полина перебралась ко мне, а ее дочка осталась фактически с бабушкой. Мы, конечно, время от времени брали ее к нам, но, сами понимаете, какая у артистов жизнь. Оба мы много снимались в кино, да и в театре не сидели без работы. Это сейчас затишье, а тогда жизнь кипела. А теперь у Полины комплекс вины перед дочерью. И она пытается компенсировать эту вину вниманием к внучке. Полина просто помешалась на своей внучке. Я ей уже не нужен. Вижу, что и к театру она охладевает. Вот! Ищу повсюду и не нахожу. Быстренько, быстренько поднимаемся, одеваемся и - в другое место! Слава Богу, сейчас в Москве есть где вечерком позавтракать!
Липа (приходит в кухню). Чтобы в семейном доме да пожрать нечего! Это вот такие жены из артисток? Как это нечего есть? Быть не может! (Заглядывает в столы.) Так вот же - геркулес!
Михаил. Вы что, станете есть эту гадость?
Липа. Я? Есть? Стану! Англичане несколько веков едят это на завтрак. И каждый день!
Михаил. Англичане? Каждый день!
Липа. Я лично была в Англии. Едят. Каждый день - "ваша овсянка, сэр!"
Михаил. А как они это готовят?
Липа. Да насыпьте в кастрюльку - и все! Я жду в постели. (Возвращается в постель.)
Михаил. Я начал!
Липа. Лежу и предвкушаю.
Михаил. Это долго?
Липа. Минут пять.
Михаил. Мешать надо?
Липа. Слегка.
Михаил. Мне совсем не нравится это варево. А вы еще не расхотели?
Липа. Никогда! А кроме овсянки что будет?
Михаил. В каком смысле?
Липа. В смысле - кофе, чай?
Михаил. А-а, вы об этом! Что желаете, то и получите.
Липа. Какао!
Михаил. Какао?
Липа. Желаю какао!
Михаил. Какао - ей! (Заглядывает в комнату.) Лежит и желает какао. Развратница!
Липа. Я? Развратница? Сами соблазнили, а теперь обзываетесь.
Михаил. Соблазнили ее! Честно говоря, не ожидал от себя! Но... тсс... Забудем, как договорились.
Липа. Ой, завоняло! Ой, как воняет!
Михаил. Воняет? На что вы намекаете? Геркулес!!! (Опрометью кидается в кухню, хватает голой рукой кастрюльку, вопит и роняет.) Ну, не понимаю я англичан!
Липа (прибегает на кухню, хватает Михаила за руку). Обожглись? Бедные пальчики! Наверное, мало воды налили.
Михаил. А что - надо было воды? Вы про воду даже не намекнули!
Липа (дует ему на пальцы). Больно?
Михаил. Чувствительно, знаете ли.
Липа. С этим я справляюсь легко. (Сдавливает ему пальцами виски.)
Михаил. Зачем вы мне давите на виски?
Липа. Еще болит?
Михаил. Кстати, нет, больше не болит. Как это у вас получилось? Вы экстрасенс?
Липа. Я такими пустяками не увлекаюсь.
Михаил. Итак, завтрак в постели потерпел фиаско.
Липа. Этого допустить нельзя.
Михаил. А ничего такого, чтобы хоть приблизительно можно пожевать, в доме нет.
Липа. Как вы живете? А вот же - хлеб!
Михаил. Черствый!
Липа. Привередничать не приходится. (Нарезает хлеб.)
Михаил. Не вижу ни чая, ни кофе, ни какао!
Липа. Тогда - хлеб и вода!
Михаил. Мы что, в тюрьме, что ли? Быстренько, быстренько ринемся отсюда и где-нибудь поедим!
Липа. Хочу в постели! Подержите! (Передает ему поднос с хлебом и водой.) Поправлю наше ложе.
Михаил. Может быть, вы оденетесь? Хоть немножко.
Липа. Мне не холодно. Может быть, хоть немножко разденетесь вы?
Михаил. Я? Зачем?
Липа. Завтракать в постели хлебом и водой будучи в смокинге - это еще туда-сюда. Но фартук - это уже перебор!
Михаил. Фартук сниму.
Липа. Спасибо. (Устраивается в постели.) Садитесь, садитесь поближе! Ах, что мы тут творили!
Михаил (роняет поднос). Черт! Сколько раз мне перед вами извиняться?
Липа. Тем более, что я не считаю вас виноватым.
Михаил. Наденьте что-нибудь! Я настаиваю.
Липа. Вы нервничаете? Значит, начинаете припоминать? Я вас волную?
Михаил. Вы - странная женщина!
Липа. Встретились однажды случайно в постели странная женщина и знаменитый артист. Интригующее начало для любого жанра.
Михаил. Мы в театре встретились, а не в постели, Олимпиада Николаевна! И вот этого я не забуду никогда! И навечно сохраню благодарную память в своем сердце.
Липа (напевает на мотив "Умер наш дядя"). Там-па-рам-па-рам-па-тарам-парам-парам... Михаил Александрович, я еще жива!
Михаил. Я два года был болен этим спектаклем. Но в наше время все упирается в деньги! Я был в отчаянье, в депрессии. И вдруг являетесь вы! И предлагаете деньги на спектакль! Вы по праву разделили с нами вчерашний успех! Вы не ошиблись, когда поверили и вложили в спектакль свои деньги. Вы удовлетворены?
Липа. Деньги я вложила в вас лично.
Михаил. Спасибо, но... Спектакль бы не состоялся без Полины. Все-таки она - великая актриса.
Липа. Полину Сергеевну уважаю с детства.
Михаил. И для нашей юной дебютантки, для Натуси, вы распахнули двери в мир театра. Вчерашняя студентка проснется знаменитой. (Смотрит на часы.) Наверное, уже проснулась. Надо ей позвонить.
Липа. Не сейчас. Вдруг она еще спит. Пусть выспится. Тяжко бремя славы, пусть накопит сил, чтобы нести его достойно.
Михаил. Согласитесь, такого дебюта Москва не видела давно.
Липа. Я в дебютах ничего не понимаю. А деньги вложила все-таки в вас.
Михаил. Вы - милая. Спасибо.
Липа. Помните кино "Лети, Икар, лети!".
Михаил. Помню ли я? Да как же я могу забыть свой первый фильм? Сколько же лет прошло?
Липа. Тридцать один.
Михаил. Неужели? (Со вздохом.) Вы точны.
Липа. Угадайте, сколько раз я смотрела это кино?
Михаил. Откуда же? Мне трудно.
Липа. Хоть какие-то предположения?
Михаил. Двадцать?
Липа. Со свистом мимо.
Михаил. Ну, десять.
Липа. Холодно, холодно...
Михаил. Пять?
Липа. Совсем замерзла.
Михаил. Сто!
Липа. Ближе, ближе, теплее...
Михаил. Не верю!
Липа. Триста шестьдесят шесть. Фильм вышел на экраны первого января, а год был високосный.
Михаил. Да, успех был! Фестивали, награды... Я с этим фильмом весь Советский Союз объехал. И полмира впридачу! Но то, что сейчас сказали мне вы, - награда высшая.
Липа. Награда настигла героя. Тридцать один год назад я влюбилась в вас.
Михаил. Да, были поклонницы, были... Письма писали, караулили.
Липа. Пишут и караулят до сих пор.
Михаил. Давно перестали!
Липа. Не все перестали!
Михаил. Все! Так проходит мирская слава!
Липа. Не перестала я. Каждый день - по письму.
Михаил. А почему не отправляли письма?
Липа. Ждала, когда ангелы протрубят мой час.
Михаил. А когда же протрубят?
Липа. Вот-вот!
Михаил. Вы все-таки оделись бы! Мне, конечно, никакой разницы. Но в любую минуту может войти жена!
Липа. В любую минуту Полина Сергеевна не войдет. Она - у дочери. А я прошу вашей руки.
Михаил. Чего просите?
Липа. Вашей руки!
Михаил (протягивает руку). Не понял, но... пожалуйста.
Липа. Я прошу вашей руки в переносном смысле.
Михаил. Это как?
Липа. Женитесь на мне!
Михаил. Чего?
Липа. Я прошу вас стать... Женитесь на мне!
Михаил. Я? На вас? Зачем?
Липа. Желаю, чтоб вы женились на мне! Хочу!!!
Михаил. Вы чего, тоже вчера перебрали? Такое впечатление, что вы с ума сошли!
Липа. Любой спятит! Легко ли тридцать один год любить одного и того же! Это же какое адское терпение надо!
Михаил. Спасибо, конечно. Но я женат!
Липа. Это не ответ. Сегодня - женат, завтра - холост, послезавтра еще что-нибудь придумаете! Вы же артист! Сколько раз вы были женаты?
Михаил. У нас с вами странный разговор.
Липа. Лично вы пока ничего странного не сказали. И что странного в том, что я хочу за вас замуж? У вас что, комплексы какие-то? Что странного?
Михаил. Странно не то, что вы хотите за меня замуж, а то, что вы говорите мне об этом вот так.
Липа. А если бы я не сказала, вы сами разве догадались бы?
Михаил. Что вы? Мне в голову бы не пришло!
Липа. Значит, правильно, что говорю!
Михаил. Знаете, оденьтесь! Я категорически настаиваю. Категорически!
Липа. Слушаюсь! (Накидывает роскошную короткую шубку прямо на белье и присаживается рядом с Михаилом.) Оделась и все равно предлагаю вам жениться на мне! На срок - один год!
Михаил. Бред какой-то!
Липа. И плачу за год нашей семейной жизни миллион долларов!

Пауза.

Михаил. Чего? Как вы сказали?
Липа. Миллион баксов! Плачу вперед!
Михаил. Не верю! Да за миллион баксов вы себе гарем можете завести! Ваша шутка не прошла!
Липа. Такими деньгами не шутят. За такие деньги убивают. А вы - жениться или нет - сомневаетесь. И всего-то срок - год! Да на такие деньги вы свой театр сделать можете!
Михаил. Миллион долларов! Представить даже не могу, как такие деньги выглядят! Любопытно, что это за ощущение, когда у тебя есть миллион долларов? В моих глазах вы - пришелица с другой планеты. И я не знаю, как с вами разговаривать. Да, я давно мечтаю о своем театре. Но так, как большинство русских: мечтать мечтаю, но дальше разговоров ничего не идет. А вам-то зачем это?
Липа. Я люблю вас тридцать один год. С перерывами, конечно.
Михаил. Потрясающе!
Липа. Вы даже не представляете, как осточертело мне вас любить! Как я с собой боролась! И поняла: единственный способ разлюбить - выйти за вас замуж. Никакая любовь еще не выжила в браке.
Михаил. Последнее - спорно! Я женат на Полине Сергеевне двадцать лет, а она все еще меня любит.
Липа. С ее внешностью у нее практически нет выбора.
Михаил. И вы готовы заплатить миллион долларов за то, чтобы разлюбить меня? И платите вперед?
Липа. Могу прямо сегодня!
Михаил. Достоевщина какая-то! Островщина. Островскищина! И вам кажется, что можно купить все?
Липа. Да! Купить можно абсолютно все. Если продумать сделку как следует.
Михаил. Потрясающе! И как вы себе это представляете конкретно? Подпишете чек? Или выпишете? Даже не знаю, как грамотно. Я вообще от денег несколько далек. Моя жизнь складывалась так, что я и не представляю, куда мне с вашим чеком, в какое место?
Липа. Разберетесь постепенно.
Михаил. Лучше швырните пачки купюр мне в лицо! Но принято ли в подобных случаях пересчитывать деньги?
Липа. Зачем швыряться деньгами. Я заплачу безналом.
Михаил. Мало того, что вы меня покупаете. Вы еще хотите приобрести меня по безналичному расчету?
Липа. Удобнее. Перечислю на вашу сберкнижку в рублях.
Михаил. Ничего святого не осталось! И сколько это в кровных?
Липа. По текущему курсу около шести миллиардов.
Михаил. И за шесть миллиардов вы хотите купить человека? Художника? Артиста?
Липа. Больше не даст никто!
Михаил. Я - не новый русский! Я не продаюсь. И к вам не испытываю никаких чувств. Я... я люблю совсем другую женщину.
Липа. После сегодняшней ночи поверить в это трудно.
Михаил. Ничего не помню!
Липа. Я расскажу.
Михаил. Нет.
Липа. Но вам же любопытно!
Михаил. Нет. У меня и так отвратительное настроение.
Липа. Для огорчений нет причин! Вы были великолепны!
Михаил. Ничего не помню. Ничего не хочу знать.
Липа. Хорошо. Я тоже все забыла.
Михаил (после паузы). В конце концов, не лишено любопытства, что такого особенного можно рассказать.
Липа. Рассказать можно та-а-акое. Но я не хочу. Я все забыла.
Михаил. Ладно. Валяйте - рассказывайте! Добивайте!
Липа. Добивать? Я не кровожадна.
Михаил. Ну, не дуйтесь, мне, правда, любопытно.
Липа. Поздно. Я все забыла.
Михаил. Олимпиада Николаевна, а если я как следует попрошу?
Липа. Попробуйте!
Михаил. Ну, о-о-очень прошу!
Липа. Допустим.... Ложитесь!
Михаил. В каком смысле?
Липа. Да ложитесь вы! Что вам уже терять?
Михаил. Ну, лег.
Липа. Вы делали так! (Внезапно кидается на него и пылко расцеловывает.)
Михаил (пытается вырваться). Делал так? Я? Не помню!
Липа. И рычали вот так!
Михаил. Кто рычал?
Липа. Вы рычали!
Михаил. Я?
Липа. И еще безумствовали вот так!
Михаил. Не верю!
Липа. Вы кричали: "Липочка, будь моей навсегда!"
Михаил. Мне совсем нельзя пить!
Липа. Вы кричали...
Михаил (резко перебивает). Стоп! Вы же говорили - я рычал?
Липа. То кричали, то рычали. Давайте же, включайтесь - мне одной за двоих трудно!
Михаил. Чего давать, сумасшедшая вы женщина?! Чего давать?
Липа. Кричите же, кричите!
Михаил. Не знаю я, что кричать. Отпустите меня!
Липа. Да рычите же! Кто из нас артист, в конце концов? Вообще ни черта не можете!
Михаил (рычит, потом смеется). Не могу! Мне смешно!
Липа. Смешно, что уже не можете даже порычать с женщиной?

Михаил рычит. Оба хохочут.

Михаил. Ты разбудила во мне зверя! Ну, держись! Есть еще порох в пороховницах!

Входит Полина Сергеевна с апельсинами в прозрачном пакете и замирает в дверях. Ее не замечают.

(Тормошит Липу, и они катаются в объятиях буквально по всей комнате.) Я люблю вас! Люблю, как никогда не любил! Двенадцать женщин я бросил. Де- вять - бросили меня! Но ни одну из них я не любил так, как вас! Руку предлагаю. Да или нет? Не хотите?
Липа. Хочу!

И тут они "тормозят" прямо о ноги Полины.

Михаил (скорее почувствовал, чем увидел). Полина?
Липа (настойчиво). Не Полина, а Липочка, Липуша!

Полина рычит.

Михаил (увидел ее). Полина!
Липа. Липуша, Липёнок! (Увидела Полину.) Полина Сергеевна! Здравствуйте!

Неловкая пауза.

Полина. Что же вы двери-то не закрыли? Хорошо, я вошла, а если бы соседка?
Михаил. Полина, спокойно! Ничего не было!
Полина. Майкл, ну ты просто маньяк, оказывается! Маньяк сексуальный!
Михаил. Ничего не было! А то, что было, я сейчас объясню!
Полина. А вы, Олимпиада, такая разносторонняя оказались. И предприниматель, и спонсор, и...
Михаил. Полина, это не то, что тебе показалось.
Полина. Пожалуйста. Твоя версия?
Михаил. Между нами вообще ничего не было! Липа, подтвердите!
Липа. Только в ваши разборки меня не втягивайте!
Михаил. Липа попросила меня кое-что ей показать.
Полина. Кое-что показать попросила? Понимаю. А что именно? Да ты не нервничай, Майкл! Я лично все равно на минутку. Я - за соковыжималкой. Меня сейчас волнует только температура. Я играла вчера, а сама думала только про температуру. Но я актриса. Я должна. Это, Олимпиада, наш актерский крест такой! Заберу соковыжималку и уеду. И можете продолжать с того же места! А меня только температура волнует. Где соковыжималка? Где же она?
Михаил (дотрагивается до ее руки). Не было ничего!
Полина (взвизгивает). Не прикасайся ко мне, маньяк! Куда же я ее затырила? Ты нашу соковыжималку никому не отдавал? Ты же ничем не дорожишь!
Михаил. У тебя действительно температура!
Полина. У меня - температура? Даже не помнишь, что у меня температуры вообще не бывает! Где, где она? Да верните мне немедленно мою соковыжималку!
Липа. Успокойтесь, прошу вас! (Подключается к поискам соковыжималки.)
Полина. Если бы температура! Но и аллергия на лекарства впридачу! И сбить температуру можно только апельсиновым соком. Понимаете, такой организм! Только соком! И только апельсиновым! Я сюда примчалась на минуту за соковыжималкой. И больше мне от вас ничего не надо!
Михаил. Может быть, ты приляжешь?
Полина. И мне тоже предлагает прилечь? Майкл, ты действительно маньяк. Ты - секс-символ! Где соковыжималка?
Липа. О, Господи! Проще купить!
Полина (сварливо). Это вам проще! Новым русским! У вас денег куры не клюют! А я не могу тратить на соковыжималки все, заработанное выматывающим актерским трудом! (Резко хватает телефонную трубку и крутит диск.) Мне надо позвонить! Срочно! Занято! Снова занято!
Михаил (Липе). Хоть теперь оденьтесь!
Липа. А теперь-то уж зачем? Поздно!
Полина. Занято! Занято! Что это может означать? Это несчастье!
Михаил. Это означает только одно - кто-то разговаривает. На автодозвон поставь! (Ставит ей автодозвон.) И жди! Дурдом какой-то!
Девичий голос (по трансляции). Мамочка, мамочка!
Полина (хватает трубку). Что у вас?
Девичий голос. Температура понижается.
Полина. Бегу к вам, бегу!
Девичий голос. Не волнуйся! Как только температура стала понижаться, Сяпочка сразу тебя начала искать. Крутит головой во все стороны и все: "Булечка, где моя булечка?"
Полина. Бегу! Хватаю соковыжималку и бегу! Апельсины уже купила!
Девичий голос. Представляешь, сразу тебя начала искать! Такая умненькая!
Полина. Бегу! Внученька моя ненаглядная! Передай, что булечка скучает, очень скучает и мчится к своей внученьке! К ненаглядной, к самой умненькой, к самой сладенькой, к самой родненькой, к самой ласковенькой!
Молодой мужской голос (встревая). Теща! Ау! Соскучились! Ужинать не садимся! Я для вас винегрет сделал, как любите - из одной селедки. А ваша дочка от радости уронила. Сейчас винегрет дожирает Пончик! Пончик, голос!

Слышно, как гавкает собака.

Полина. Уймите пса! Сяпочку обеспокоит! А я - сейчас! Бегу с соковыжималкой.
Мужской и девичий голоса (хором). Целуем! Целуем! Целуем! Уррра!
Полина (кладет трубку и с нежностью). Спадает температурка... Бегу!
Михаил. У детей вообще так - то есть температура, то нет.
Полина. Ты-то откуда хоть что-то можешь знать про детей? Куда опять подевалась эта чертова соковыжималка?
Липа. Да вот же ваша соковыжималка!
Полина. Вот она, моя миленькая! Бегу!
Липа. Быстрее, быстрее бегите! Без вас не ужинают!
Михаил. По-моему, вы уж тут слишком раскомандовались! И до сих пор не оделись!
Полина. Не надо одеваться! Я все равно ухожу! Дайте-ка, рассмотрю напоследок. Ох, ну ох! Повернитесь, пожалуйста!
Михаил. Полина, не было ничего!
Полина. Чай пили! Ты - в смокинге, а она налегке. Я - обманутая жена. Это уже не роль, это амплуа. Но сдается мне, что вы-то, Олимпиада, пытаетесь перехватить чужую роль!
Михаил. Что ты несешь?
Полина (Липе). Думаете, я Майкла впервые вот так вот застукиваю?
Михаил. Когда ты вообще меня заставала с кем-то?
Полина. Случалось. И не раз! Просто я успевала удрать раньше, чем ты меня замечал. Одно не понимаю: как Олимпиада сюда втемяшилась? При чем она-то? Неужели я слепа и глупа? Неужели нафантазировала? Не могла я так промахнуться!
Липа. А вы и не промахнулись.
Полина. Вы - о чем?
Липа. О том же, что и вы.
Полина. А я - о чем?
Липа. Это вам виднее.
Полина. Не путайте вы меня. У меня и так концы с концами не сходятся.
Михаил. Не было ничего! Неужели ты не веришь мне?
Полина. Верить тебе? После двадцати лет супружеской жизни? Не смеши! Я окончательно сбита с толку.
Липа. Я предложила Михаилу жениться на мне.
Полина. Это внезапно. И что? Я застала как раз тот момент, когда Майкл бурно выражал согласие? Я и не подозревала, что двадцать лет в нем дремал подобный темперамент.
Михаил. Сто раз говорю - это был актерский этюд!
Полина. Как вам удалось, Олимпиада, разбудить в нем такую страсть к преподаванию?
Липа. Я предложила ему стать моим мужем всего на один год.
Полина. Всего на год? Это гуманно. Я буду ждать, как декабристка. Вы мне его навещать позволите?
Михаил. Полина, прекрати!
Полина. Но чем вы прельстили его? Может быть, вам неприятно это признать, но вы - моя ровесница.
Липа. Не совсем.
Полина. Тютелька в тютельку. Да откройте же мне тайну вашего очарования! Неужели вы столь убойно сексуальны?
Липа. За год семейной жизни со мной я предложила Михаилу Александровичу один миллион долларов.
Полина. Это сверхсексуально! А если разоритесь?
Липа. А вы не вовсе лишены коммерческой жилки!
Полина. С кем поведешься.
Липа. Я плачу вперед.
Полина. Дельно! Утром - деньги, вечером - стулья. И как раз, когда я вошла, вы проверяли - а есть ли стулья?
Михаил. Пошло, Полина! Я в тебе разочаровываюсь.
Полина. За миллион-то долларов во мне можно столько недостатков найти! За миллион-то так искренне можно разочароваться! За такие деньги и не такую развалину, как я, бросить можно! Предают и молодость, и красоту, и страсть! Я у Бальзака читала! В какую страну я попала? В каком я веке? Какого романа я героиня?
Михаил. Спроси лучше - согласился я или нет.
Полина (Липе). Он отказался?
Липа. Он в сомнениях.
Полина. Если не выгнал вас сразу, то согласится. (Молчит.) Не позволю! Не позволю в своем доме! Не позволю в своем театре! Театр - это храм! Поруганный, униженный, но храм! И в храме не позволю! Да вы же Сатана! Вы хотите править бал в нашем храме! Вы здесь торгуете? Не выйдет! Вон отсюда! Изыдите! И чтоб ноги вашей не было! Вон! А то зафигачу соковыжималкой по деньгастой-то морде!
Липа. Браво! Сейчас уйду, только шнурки поглажу. А вы-то, Полина Сергеевна, с чем останетесь? Как вы-то без меня? Подумали прежде, чем горячиться?
Полина. Ха-ха-ха! Вы полагаете, что именно ваше присутствие нас всех вдохновляет? (Швыряет ей вещи.) Вот ваши шнурки! И забудьте про театр! А мы будем прекрасно играть без вас долго и счастливо!
Липа. Не выйдет играть без меня!
Полина. Я на сцене тридцать лет, и всегда выходило!
Липа. Этот спектакль - моя собственность.
Полина. Абсурд! Разве может быть чьей-то собственностью полет птицы? Закат солнца? Буря?
Липа. Не в полет птицы, не в закат и не в бурю, а в спектакль вложила я деньги! Птица пусть летает, сколько осилит. Солнце пусть закатывается хоть трижды в день. А спектакля не будет!
Полина. При чем тут ваши паршивые деньги? Думаете, вчера публика смеялась и плакала над вашими деньгами? Мы будем играть на площади, в рубище.
Липа. Кто мешал поступить именно так с самого начала?
Михаил. Полина, не было ничего! Клянусь, не было! Только не ссорьтесь!
Полина. Не прикасайся ко мне, жиголо! Какое право имеет она лишать зрителя нашего спектакля? Неужели уже все продается и покупается?
Липа. Абсолютно все!
Полина. Это - Апокалипсис! А она - Сатана!
Михаил. Сатана - мужчина!
Полина. При нынешней экологии не разберешь - кто мужчина, кто женщина.
Михаил. Не было ничего, не было! Помолчи! Олимпиада Николаевна, я попробую вам объяснить. К примеру, если бы вы купили, допустим, картину Пикассо.
Полина. Пикассо? Да она никогда не слышала о Пикассо!
Липа. Почему? Как раз рисунок Пикассо я приобрела совсем недавно.
Полина. Вы?
Михаил. Пикассо?
Липа. А что удивительного? Если Пикассо продается, значит, это кому-нибудь надо! Почему не мне?
Полина. Значит, вы считаете, что рисунок Пикассо - ваша собственность?
Липа. У меня и документ есть.
Полина. И если вам взбредет в голову, вы можете просто взять этот рисунок Пикассо и порвать?
Липа. Пикассо порвать? Я - не сумасшедшая!
Полина. А что? Это же ваша собственность!
Липа. Пикассо порвать?! Вы хоть представляете, сколько денег я за него выложила?
Полина. Вы - чудовище! Мы росли в одно время, ходили по одним улицам, слушали одни и те же песни, учились в одинаковых школах. А мне инопланетянку проще понять, чем вас.
Липа. Но если мы не будем стремиться понять друг друга, мир рухнет, и погибнем все.
Полина. Что ж, искусство по-прежнему требует жертв! Я жертвую, Михаил, тобой. Ухожу! Двадцать лет разрывалась между театром и тобой. А свою дочь подбросила бабушке. И пока я служила тебе и театру, дочь выросла, вышла замуж, родила мне внучку. А я все служила, служила... И заслужила! Театр как-то вдруг разлюбил артистов. Ты, Михаил, затосковал без большой любви. Тебя перестала устраивать тихая гавань в моем лице. Отстоялся в гавани после двух браков по безумной и страстной любви. И снова потянуло в открытое море. И куда бы я себя девала, если бы не дочка? Вдруг оказалось, что и дочка, и внучка, и даже зять меня любят! Я подобрала на улице собаку и привела не сюда, а к ним! Собака вошла в квартиру и похватала горячие пончики прямо из кипящего масла, такая была голодная. И они и собаку тоже полюбили. И назвали Пончиком. И мне кажется, что и я хватаю пончики из кипящего масла. Я не заслужила их любви. Они меня любят просто так. Без заслуг. И когда я ночую в их крошечной квартирке, мне кажется, что воздух в ней напоен ароматом любви. Ароматом забытых грез. Я смотрю сквозь их окно на луну, и мне больно, мне физически больно от счастья. А как преданно служила я театру и тебе. Двум идолам! И вы пережевали меня и выплюнули. Не нужна! Кончилось время таких, как я! Теперь всюду деньги! Где взять деньги на спектакль? Где взять деньги на гастроли? Деньги, деньги... Это же мы, творческая интеллигенция, сначала в своих тесных кухнях, а потом с высоких трибун подготовили этот переворот. И нами же теперь пренебрегают?
Липа. История никогда не стряпалась на кухнях и не вершилась с трибун.
Полина. Вот вы, новые русские, казалось бы - наворовали, нахапали, награбили... Спасите же театр! Где Третьяковы, Мамонтовы, Морозовы? Где они? Где?
Липа. Морозов, кажется, застрелился.
Полина. Застрелился из-за любви к артистке!
Липа. Допомогался! Нет, пример Морозова меня не манит!
Полина. А вы любовь покупаете! Из-за вас не застрелится никто!
Липа. Не успеваем. Нас отстреливают со стороны.
Полина. Я ухожу от тебя, Михаил! Ухожу туда, где меня любят. И где мою любовь не продадут за миллион долларов! Здесь я задыхаюсь. Где соковыжималка?
Липа. Правильное решение. Уходите! А я даю вам сто тысяч долларов отступного!
Полина. Мне? Зачем? Я ведь и так ухожу?
Липа. В сделках я разбираюсь лучше вас.
Полина. Это глупо! За что? Сто тысяч! Ничего себе! За что, если я и так ухожу?
Михаил (сварливо). Не транжирьте наши деньги! На театр не хватит! Пусть уходит от меня бесплатно!
Липа. Не волнуйтесь, я деньги считать умею. Просто мне нужны твердые гарантии.
Полина. Гарантии? Какие гарантии? Михаил сегодня или завтра выбросит меня, как ненужную вещь. Мне у вас деньги брать просто не за что! Правда, Михаил?
Михаил. Олимпиада - посторонний человек для нас. Не будем ничего при ней выяснять. Ей это неинтересно.
Липа. Мне все интересно. И я знаю, что я делаю. Возьмите деньги, Полина!
Полина. Вы это всерьез?
Липа. Сто тысяч долларов!
Полина. Как смеете вы меня оскорблять?
Липа. Купите дочке квартиру.
Полина. Я не продаюсь!
Липа. А то аромат забытых грез испарится, и запахнет раздражением, плохим настроением, конфликтами. Последнее, что у вас осталось, потеряете. Как вам жить-то, если и дочку потеряете? А впрочем, уговаривать не стану.
Полина. А могли бы для приличия и поуговаривать... Что ж, возьму без уговоров. Мне стыдно, но я возьму.
Михаил. Молодец! Мною здесь торгуют и оптом, и в розницу. Просто какая-то хижина дяди Тома!
Полина. Я не ради себя. Действительно, тесно в однокомнатной квартире. И дочка, и внучка, и зять, да еще я собаку привела. И сама намерена к ним переселиться. Не хочу, чтобы наша любовь к друг другу требовала от нас постоянных усилий, подвигов, терпения. Этих ваших тысяч на квартиру хватит?
Липа. На большую светлую квартиру. С евроремонтом.
Полина. Сто тысяч... Наверное же, надо какие-то налоги уплатить...
Липа. От налогов уйдем!
Полина. Что вы? Я законопослушна.
Липа. Тогда - без евроремонта.
Полина. Да у меня зять на все руки! Да я сама возьму кисть! Что угодно возьму! А Распятов не откажется в последний момент жениться на вас? Не сбежит из-под венца?
Липа. От меня не сбежит.
Михаил. Сбегу? Нет, что ты, Полинька? Разве я могу так огорчить тебя?
Полина. Не хочу накаркать, но вы, Липа, не совсем в его вкусе. Его идеал - Джульетта. Невинность, чистота, молодость. А вы просто Мессалина какая-то! Я не хочу вас обидеть, но вы вульгарны. Это пурпурное порнографическое одеяние! Вы что, каждый день вот в такой вот боевой готовности? Или вырядились, чтоб моего Распятова соблазнить? Вы бы хоть со мной посоветовались! Ничего, что я рассматриваю? Ужас! Разве приличная женщина, мать, бабушка может так расхаживать? Как вы додумались до такого? Где покупали? Как продавцов не постеснялись? Вам же столько лет, сколько и мне! Неужели вы думаете, что вот эта вот порнография делает вас соблазнительнее и моложе? У нас с вами возраст элегантности. Михаил, я спрашиваю тебя как постороннего мужчину - вот это вот все на женщине возбуждает тебя?
Михаил. Из последних сил дожидаюсь, когда ты уйдешь наконец со своей соковыжималкой! И я смогу наброситься на Олимпиаду Николаевну!
Полина. Я всю жизнь была элегантной, приличной интеллигентной женщиной. О, как же мне это осточертело! Хочу быть развратной, вульгарной, порочной! Решено! Приобретаю точно такое же белье, как у вас, Олимпиада. Конечно, если после покупки квартиры, у меня останутся деньги. У меня впервые в жизни будет отдельная комната. И я буду ходить по этой отдельной комнате в эротическом белье!
Липа (достает из своей сумки что-то упакованное в фирменный пакет и перекидывает Полине). Дарю.
Полина. Что это? (Разворачивает - там точно такое, как на Липе, белье.) Вы закупаете это оптом?
Липа. Просто на два комплекта давали скидку.
Полина. Принимаю. Сейчас же померю. Зачем промедления?
Михаил. Вот это ты наденешь на себя? Может, прекратим балаган?
Полина. Мы - артисты! Наше место в балагане.
Михаил. Полина, я должен с тобой серьезно поговорить. Что ты делаешь?
Полина. Раздеваюсь.
Михаил. Прямо здесь?
Полина. Я еще пока у себя дома.
Михаил. Ты окончательно спятила?
Полина. Пока ты еще мой муж.
Михаил. Мы здесь не одни.
Полина. Ну и что? Гостья наша практически голая. Хорошо, хорошо, переоденусь в ванной. Если тебе уже так противно на меня смотреть. (Уходит в ванную.)
Михаил. Олимпиада Николаевна, вам лучше сейчас уйти. Сами видите - нам сейчас не до ваших денег. И вообще я и Полина деньги всегда презирали. Есть они - устраиваем пир горой. Нет - жуем яичницу. Свалится заработок - махнем отдохнуть на море. Оказались на бобах - перекантуемся у друзей на даче. Нет у Полины платья на выход - одолжит у подруги. Зато когда я получил госпремию, подарил ей бриллиантовое кольцо. У нас много друзей - всегда есть у кого прехватить в кризисные моменты. Мы равнодушны к деньгам, Олимпиада. Ваши чаяния нелепы.
Липа. Как я и предполагала, вы - рабы денег. Вся ваша жизнь, ваши планы, ваше настроение - все, все рабски зависит от денег. Привычка к рабству делает вас не менее, а еще более рабами. Вы зависите от денег легкомысленно и безвольно. Ваше презрение к деньгам - это презрение раба к господину! А между тем, будь у вас деньги, вы бы создали свой театр. Сколько у вас планов, замыслов, идей. И всему этому суждено уйти в небытие. А ведь вы сумели бы их воплотить. И, кто знает, возможно, ваш театр пережил бы вас и долго бы радовал благодарных потомков.
Михаил. Если вход в вечность зависит от денег, я отказываюсь от бессмертия. Я люблю, люблю безумно, люблю так впервые в жизни. Вам не понять меня, если вы думаете, что миллион долларов может быть важнее любви.
Липа. Деньги - это не менее значительно, чем любовь. И выбирать следует то, что даст вам возможность в этой единственной жизни созидать. Все не просто. Любовь может унизить, превратить вас в ничтожество, разрушить вашу жизнь и лишить вас будущего. Деньги могут возвысить, дать возможность исполнить ваше предназначение на этой земле. Ох, как все не просто, Михаил Александрович.
Михаил. Вы - странная женщина. Меня тревожат ваши речи. Уж не Сатана ли вы на самом деле?
Полина (появляется почти в таком же наряде, как у Липы, и принимает "эротическую" в ее понимании позу). Ну, как? Долгая пауза. А знаете, Олимпиада, как ни странно, мне нравится, что вы даете мне сто тысяч долларов! Я пересмотрю свое отношение к деньгам. Я уже начинаю испытывать к ним нежность. Я в них влюбляюсь. Моя бабушка была дворянкой. Не из бедного, кстати, рода. У меня, наверное, гены от нее. Я хочу просторный красивый дом. И в нем покой и радость. И чтоб к ужину собиралась семья. И хрустела белая крахмальная скатерть, и мерцал при свечах фарфор и хмельная киноварь в высоких узких бокалах.
Михаил. Именно бабушкины гены нашептывают тебе, что к семейному ужину следует являться в таком виде?
Полина. Неужели тебе не нравится?
Михаил. Не нравится? Да у меня просто глаза разбегаются.
Полина. Теперь я с мужчинами только так. Не нравлюсь сексуально - пошел к черту! Сначала секс, а потом уже тонкая душа, талант, неземная доброта, уступчивость, услужливость и прочее. Но сначала - секс. И только так!
Михаил. Да здравствует новое, нет, новейшее мышление! Такая ты мне интересна!
Полина. Прямо при Олимпиаде Николаевне? Я, конечно, уже несколько раскрепостилась, но еще не настолько.
Михаил (настойчиво тянет ее за руку к входной двери). Выйдем на минуточку!
Полина. Зачем ты тянешь меня на лестницу? Ты обезумел от желаний?
Михаил (выталкивает ее на лестницу). Постой за дверью и подумай! (Захлопывает дверь.)
Полина (колотит в дверь). С ума сошел? Я простужусь.
Михаил (через закрытую дверь). А ты не стой на месте! Ты прыгай!
Полина. Меня изнасилуют!
Михаил. По-моему, ты только об этом и мечтаешь.
Полина. Открой, негодяй!
Липа (подходит к двери). Впустите ее! Она - знаменитая актриса.
Михаил. Вот вы ей и откройте!

Липа открывает дверь, и Михаил резко выталкивает на лестницу и ее. А дверь запирает.

Липа. Михаил Александрович, вы с ума сошли?
Михаил. Орать не советую. Народ сбежится.
Полина. Ты вообще соображаешь, в каком мы виде? Здесь же не Пляс Пигаль, а Северное Бутово.
Михаил. У вас есть шуба.
Полина. Одна на двоих? Даже на Пляс Пигаль себе такого не позволяют. Там на каждой голой проститутке индивидуальная шуба.
Михаил. Обойдетесь одной шубой на двоих. Вы же не профессионалки!
Полина. А если кто-то пройдет по лестнице? Меня узнают!
Михаил. Узнают - дашь автограф! Я приму душ, через час уйду, а вас впущу обратно.
Полина. Негодяй! Я спешу к внучке.
Михаил. Но я же тебя не запер, а совсем наоборот.
Липа. Михаил Александрович, хватит - открывайте.
Михаил. А вы мне деньги предложите. Миллиончиков за пяток открою. В дол-ларах! В кровных не берем.
Полина. Открой! Я заберу соковыжималку и уйду от тебя навсегда.
Михаил. Выйди на улицу - я соковыжималку выкину тебе в окно.
Липа. Михаил Александрович, я в вас разочаровываюсь.
Михаил. А чего вы ждали от мужчины, которого планировали купить за миллион? Благородства? Интеллигентности?
Полина. Миша, хватит. Ну, извини меня.
Михаил. Если ты извиняешься...
Липа (перебивает его). Ах, как я раскаиваюсь, что отдалась вам нынче!
Полина. Все-таки - было! Какое же ты дерьмо, Майкл! Муженек мой! Бывший! Сколько тебе уже заплатили? Содержант!
Липа. Не размахивайте языком! Лифт едет!
Полина. Нет, только не это! У нас сосед - священник. Он как раз в это время возвращается из церкви. И мы с ним немного беседуем на божественные всякие темы. Скорее, скорее укройте меня шубой! Чего она у вас такая коротенькая? При ваших-то деньгах можно и подлиннее, и пошире. Это же просто несолидно в вашем положении! И непрактично, сами убедились. Уже идет. Как вы думаете, мне с ним здороваться? Наверное, с вами его знакомить сейчас не стоит. А если сделать вид, что мы увлечены беседой? Отвернемся от него и будем беседовать. Ну, беседуйте же со мной!
Липа. О чем здесь можно беседовать в голом виде на лестнице?
Полина. О чем угодно! О Пикассо. Значит, вы приобрели полотно Пикассо? И как оно вам?
Липа. Ну, Пикассо как Пикассо. Я Пикассо не увлекаюсь. Я в него просто деньги вложила.

К ним подходит Натуся с бутылкой шампанского в руках.

Натуся (невозмутимо, приветливо). Здравствуйте, Полина Сергеевна! И вы здесь, Олимпиада Николаевна! Добрый вечер!
Полина. Наташенька! Детонька! Это ты? Даже не представляешь, как ты кстати!
Натуся. Почему не представляю? Это же очевидно! Ключи в квартире оставили? Дверь захлопнулась?
Полина. Да. Ключи в квартире. Там они, в квартире. Да.
Натуся. Вижу, вы еще премьеру празднуете до сих пор!
Полина. Это - да. Празднуем вовсю! Событие все-таки!
Натуся. Ну что - будем дверь ломать? Поискать слесаря?
Полина. А может быть, Михаила Александровича попросить открыть?
Натуся. А Михаил Александрович где?
Полина. Он там, внутри.
Натуся (звонит в квартиру). Михаил Александрович? Вы здесь? Это - Натуся!
Михаил (распахивает дверь и протягивает к ней руки). А я собираюсь к тебе. Хорошо, что ты пришла, а то могли бы разминуться. Вот - женщина, которую я безумно люблю. Она пришла! Вот она!


назадВернуться на страницу Н. Птушкинойвперед

"Овечка" | Надежда Птушкина | Действие второе


© 1998 Надежда Птушкина
pochta@theatre.ru