"Мастер и Маргарита" М.А.Булгаков, инсценировка В.Беляковича, литературная редакция Н.Кайдаловой
Режиссура и сценография В.Беляковича
Премьера - 1993 год
Спектакль идет с двумя антрактами
Пустое пространство сцены обрамляют большие железные щиты (позже они обнаружат способность изгибаться, издавая при этом низкий тревожный звук), развешенные так, что между ними может пройти актер. Листы-щиты - это и стены помещений или зданий; и трамвай, под которым гибнет Берлиоз; и орудие избиения Варенухи слугами Воланда; и возможность для полета героев в финале.
При том, что спектакль пытается охватить все стороны многопланового булгаковского повествования, основная ставка делается на сатирические сцены. Но, странное дело, смех в зале слышится редко. Подручные дьявола зловещи и жестоки с первых же сцен, зато сам Воланд (Виктор Авилов) сочетает в себе то, что уместнее было бы препоручить его свите: то и дело строит гримасы, выделывает немыслимые пируэты, кривляется и глумится, смакуя людские несчастья. Так и тянет ему напомнить: "Помилосердствуйте, да вам это даже как-то не к лицу!".
Появление Мастера заставляет задуматься, уж не пародия ли это? Герой невероятно примитивен, и потому признание Маргариты, что еще не зная Мастера, она всю жизнь любила именно его, кажется комичным и нелепым.
Ершалаимские сцены урезаны в спектакле до минимума.
Спектакль фрагментарен и поверхностен.
М. Х.