Альбер Камю, Жан-Поль СартрАд - это Другие
"Спектакль по пьесам Камю и Сартра - профильная для этого театра, конгениальная вещь, соответствующая его психее, его стихии и даже его материальному облику, начиная с пресловутой " вешалки" - это инфернальное подземелье сцены и зрительного зала, как бы введение в "адское" пространство французских экзистенциалистов. Может быть, театру менее удаются феерии, требующие грациозности и изящества, может быть, стихия и трагедия любви - тоже не главный конек этого театра: в "Ромео и Джульетте" за живое затрагивает сцена отнюдь не центральная, но ярко вырывающаяся вперед: кормилица (Наталья Сивилькаева - ред.) уговаривает Джульетту (Карина Дымонт, удостоившаяся в этой роли многих одобрительных оценок в печати - ред.) оставить Ромео. Но у В.Беляковича речь здесь идет больше, чем о любви, эпизод этот возвышается до метафизической трагедии. Джульетта должна отказаться не просто от чувства, но от себя, от своей подлинности, - от своего выбора. Безнадежным, но непоколебимым голосом Джульетта произносит беспощадный и окончательный приговор своему старому и единственному в доме другу. Веющее со сцены одушевление непримиримости и героического одиночества вызывает образ Антигоны Ануя и Беранже из "Носорогов" Ионеско. В этом пафосе личной подлинности, духовного суверенитета, стоического героизма и есть, мне кажется, призвание и религия "Юго-западного" театра.
Сценография спектакля обостряет его трагическую атмосферу. Голые черные стены и бьющий в глаза желтый свет. Упразднены все атрибуты, мишура обстановки - все это только заслоны на пути к раскрытию последней правды - человеческого решения и поступка. Актеры играют суть, страшную суть жизни, открывающуюся в пограничных ситуациях. Проникновение в предмет, и, конечно, знание французской экзистенц-драматургии обеспечили режиссеру Беляковичу удивительную удачу - сотворение органичного симбиоза из самостоятельных, независимых пьес. В мировоззренчески родственных пьесах он открыл сюжетную преемственность. Камю - первый акт драмы крушения человеческого существования, пролог к последующей пьесе. Сартр как будто специально написал продолжение о загробном бытии преступных персонажей, действующих у Камю. Композиция, выросшая из тандема двух пьес, создает объемный образ сознания, утратившего веру в Бога, но не забывшего о Нем, сознания преступного, но испытующего себя перед лицом совести.
Рената Гальцева |
"Ромео и Джульетта" | На главную страницу театра | "Священные чудовища"
Пишите нам: ugo-zapad@theatre.ru