Охота к перемене местДействующие лица:ОнОна Гость Ученик Мальчик
|
1. НочьОн, Она, Ученик.
Он. Мне снился дом, еще раз. Чей дом? Откуда я знаю это серое крыльцо и таинственные, темные в сумерках окошки, и рукомойник, длинным гвоздем прибитый к тополю? Я никогда не жил в таком доме. Всю жизнь прожил в этом городе, когда-то в самом центре, теперь здесь, в новом ветреном районе. Если открыть окно, этот ветер приносит запах жженой резины. На этой улице сразу два завода, никто не знает, что они делают. Иногда - чаще ночью - квартира наша словно вздрагивает, мелко дребезжат стекла в книжном шкафу, и мы понимаем, что наши заводы производят еще что-то кроме запаха жженой резины.
2. ВечерОн, Она.Он. Невозможно дышать на улице. Она. Тебе звонил женский голос.
Я купила лимонов. Люблю лимоны. И ты раньше любил лимоны, мы вместе вечером пили чай. Правда, кожуру теперь использовать нельзя, она ядовитая.
Женский голос! Женский.
В конце концов, в лимоне главное сок, а не кожура. Еще я купила овощей, чтобы не загружать нам с тобой воскресенье. Можем в воскресенье сходить куда-нибудь. В сыром виде их употреблять нельзя, но хоть что-то. Предупреждали в магазине. Только отваривать, отвар сливать, беречь от детей. Но у нас ведь нет детей.
И вчера звонил женский голос. Мол, по объявлению о покупке дома. Нашла что наврать!
3Он, Ученик.Ученик (очень старательно). Сало было, стало мыло. Было мыло, стало сало. Весело расстались. Что нам унывать. Он (листает свои записи). Продается пятистенок, Калининская область. Что такое пятистенок? Продается сруб на снос, двести пятьдесят рублей. Ученик. Выпь пестрая, сруб погнутый, поп пропащий. Выпь пестрая, поп пропащий. Я не понимаю, что значат все эти слова. Он. Когда часто твердишь одни и те же слова, они теряют смысл. Это нормально, для дикции даже лучше. Ученик. Когда я долго думаю про какое-то слово, я вообще не могу его выговорить. Он. Это чисто нервное. Это пройдет, если будешь заниматься. Представь себе, что никто тебя не слушает, слова так и польются. Ученик. Но я-то сам слушаю, что я говорю! Он. Это пройдет. Ученик. Было мыло, стало сало. Тех же щей, да пожиже влей. Он. Дом с газовым отоплением в поселке городского типа, три тысячи рублей... Ну, этого и задаром не нужно. Дом в лесу, но рядом железная дорога... Ну, нет. А это: дом на берегу озера в хорошем состоянии, местность лесистая, две тысячи рублей... Не мой ли это дом? И всего несколько пачек этих бумажек, обычных бумажек, только жестких и хрустящих... Бог ты мой, сколько слов для них придумано на всяких языках, сколько прозвищ, ласковых и ироничных. Ученик (усердно). Хрусты. Червонцы. Капуста. Фанера. Не в деньгах счастье. При социализме можно прожить и без денег. Денежки счет любят. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Копейка рубль бережет. Хрусты. Хрусты. Он. Почему я радостно улыбаюсь, когда вижу эти грязные бумажки? Почему сердце радостно колотится, когда рука нащупывает случайно забытую десятку в кармане старых брюк? Почему я должен две недели работать за тоненькую грязную пачечку? В любую погоду, в любом настроении. Меня никто не спросил! Ученик. Только на одной купюре достоинством в десять рублей ученые обнаружили свыше трех миллиардов разных бактерий, возбудителей грибковых, кожных, опасных для жизни заболеваний. Холеры. Тифа. Паратифа. Коклюша. Паракоклюша. Он. Мне снится дом. Я ловлю рыбу с мостков, я учусь находить ягодные места, различать съедобные грибы. Я выращиваю на моей серенькой, бедноватой земле все, что она может дать без ущерба для себя. Мне немного нужно! Там, если у меня не будет этой хрустящей, грязной бумажки, я своим трудом смогу не умереть с голоду. И нет интерната с детьми, которым нельзя по-настоящему помочь, нет ни одного косноязычного ребенка во всей округе! И нету бессмысленных слов, и ничего не выражающих фраз. Молчание, и озеро, и мой дом на берегу. Две тысячи рублей! Всего две тысячи рублей. Ученик. Хрусты. Хрусты. Хрусты. 4Она, Гость - одет во все модное и новое. Держится уверенно, с располагающим простодушием.Гость. Петров Виталий. Как видите, приехал из Тулы со своим самоваром, в буквальном смысле. Она. Но это не самовар. Гость. Это иносказательно. Это прялка, очень старинная. Она стояла в нашем кафе. Я знаю, у вас в Москве с ума сходят по старине, прялка стояла как антураж, все равно унес бы кто-нибудь... У нас - в смысле у нашей фирмы. У нашей фирмы большие планы, большие возможности. Вот пригласили меня из моей Тулы филиалом руководить, кооператив "Посредник". Она. Постойте, разве вы из Тулы? Гость. Тула - это иносказательно. В том смысле, что не из Москвы. Прялка - это подарок. Прялку подарить - считается хорошая примета. Она. Так вы - Виталий Петров? Муж вас по-другому описывал. Гость. Я сильно изменился. Я за год вырос на тридцать сантиметров, стоило мне захотеть. Я всегда меняюсь, если захочу. Это может каждый. После паузы. Я тоже, честно говоря, потрясен. Никогда не мог подумать, что наш Андрюшка заберется в такую дыру на отшибе. Туда ли я попал? Я как втиснулся в автобус с трехзначным номером от конечной станции метро, так и задумался туда ли я еду? Чтобы мой Андрюшка... И квартирка, извините меня... Это вообще квартира Андрея Сидорова? Она. Да. Я - Галина Сидорова. Гость. Странно. Я прямо скажу - не верю, чтобы у Андрея была такая жена! Она. Какая это? Гость. Мало ли в этом городе Андреев Сидоровых, в конце концов. Она. Мало ли в Туле Виталиев Петровых! Гость. Я же не из Тулы! Она. Я иносказательно. Вы должны быть маленьким, плюгавеньким и испуганно озираться в ожидании отцовского ремня. Гость. Я же сказал - я умею меняться. Первый раз я изменился, когда поступил в институт и женился на первой жене. Второй раз когда бросил институт и снова женился. Тогда я жутко испугался, что через год я получу диплом и на всю жизнь стану инженером. Но этого удалось избежать, и с тех пор я перестал озираться и вырос на тридцать сантиметров... И что интересно, это может любой. Она. А вы собираетесь меняться в третий раз? Гость. Я всегда все говорю прямым текстом, и про себя и про других. И я прямо скажу - все эти годы я не забывал об Андрюше Сидорове. Андрюша - мой Андрюша, я хочу сказать, а не ваш, мне, видимо, неизвестный - он жил в центре, в пятикомнатной квартире с большими старинными окнами. Мамаша Андрюши Сидорова... ах, вы бы видели эту мамашу, она стояла в фиолетовом платье, тогда оно мне казалось страшно красивым... Она стояла у маленького "кабинетного" рояля и играла на скрипке! А за роялем сидела старшая сестра, а на флейте наяривала младшая. И все это, заметьте, в свободное от работы время, они, видите ли, музицировали! И все они пели разными там меццо и контральто, а Андрюша вел второй голос! Вы слышали, как Андрюша поет? Она. Андрюша никогда не поет. Гость. Вот видите! А какие в этой квартире устраивались детские праздники, елки. И ни один ребенок - заметьте, ни один - не уходил без памятного подарка! Вы будете смеяться, но я до сих пор храню выигранного в шарады солдатика и помню, как мамаша Андрея Сидорова заворачивала этот приз в серебряную бумагу! Она. Она умерла.
Мама Андрея умерла, а квартиру мы с сестрами разменяли. А вот и муж идет, слышите стук лифта. Будет радостная встреча.
Входит 5Ученик, Она и Гость.Ученик (упорно). Сколько лет, сколько зим. Было сало, стало мыло. Стали колпак переколпаковывать, перевыколпаковывать. Она. Мы познакомились, когда Андрей в университете учился. Гость. Хорошо, наверное, учился? Она. Очень хорошо. Гость. Понятно. Она. И вот попал в этот интернат по распределению, логопедом. Решил, знаешь ли, материал для диссертации собирать. Тему интересную нашел - влияние социальной среды на развитие речи, так, кажется. Гость. Собрал материал? Она. Ну, в общем, собирает. Гость. Понятно. Она. Ты не думай, он не всегда в таком настроении. Он обычно в хорошем настроении. Гость. Слушай, ты же в роддоме работаешь, а своих нет. Ничего, я прямым текстом спрашиваю? Сапожник без сапог, что ли? Она. Он не хочет. Он почему-то думает урод родится, мутант. Мол, радиация, химическое отравление, неестественная для человека среда. У нас тут мышь видели с двумя хвостами. А тараканы какие расползаются, когда на заводах дают перевыполнение плана! Просто ненаучная фантастика! Гость. Понятно. Она. Он еще насмотрелся этих детей у себя в интернате... Андрей все принимает близко к сердцу, он так устроен. Трудно ему с его бескорыстием, с его принципами... Гость. Ты, Галина, молодец, до сих пор в мужа влюблена.
Слушай, а чего у вас газеты на полу лежат? Хочешь, я уберу? Неэстетично как-то...
6Она, Он, Гость. На столе бутылки вина, рюмки.Она. Виталий, мне неудобно. Таскаешь нам еду сумками. Где берешь только. Нам неудобно, Виталий. Гость. Это мне неудобно. Вторгся к вам, на два дня, называется. Я думал - временно, а эти жлобы сильно деловые подвели меня.
Временно - самое страшное дело. Они мне тоже говорят - потерпи временно, мы скоро займемся твоей жилплощадью. Будь, говорят, у тебя прописка... Временно - страшное дело, значит, так будет всегда. Что ж вы не пьете, ребята? Галь, наливаю еще тебе, не стесняйся.
Должен, должен я, ребята, сделать еще виток. Сейчас или никогда. Если я захочу, я все сумею. Ненавижу, когда сталкиваюсь с бескультурьем. Звали меня, умоляли - приезжай, возьми филиал в свои руки. Еду, и что? Сам должен заботиться о прописке, может, в махинации пускаться. Ты чего молчишь все время, Андрюша? Ты помнишь, какие утренники устраивала тебе мама на той квартире?
7Ученик.Ученик (выговаривает слова чисто и хорошо). Но эти прежние забавы Достойны старых обезьян. Дремучих дедовских времен... Давно, усталый раб. Замыслил я побег. В обитель дивную. Трудов. И чистых нег. Было мыло, стало сало. Было сало, мыло стало. 8Она, Гость, Ученик.Она (растрепанная, заплаканная). Я знаю - старые фокусы. Разведемся фиктивно, купим дом, в доме заживем - а на уме: надоела! Надоела! Избавиться от меня задумал - не выйдет! Гость. Галина, ты же умная, хорошая. Он снова потом на тебе женится... Она. Женится, да на мне ли? Знаю, как это у вас! Ты вот знаешь, как мы поженились? Встречаемся, вижу, все реже... Там у них на курсе - просто выставка невест... и вот я взяла в руку четыре ампулы, с работы унесла... Если, говорю, ты меня бросишь... Он засмеялся... И я ампулы в рот, прямо в стекле, на зубах как захрустело! Я взаправду могу умереть ради Андрея, клянусь чем хочешь! Гость. Ты молодец, Галина. Она. Да чтоб я поверила, что Андрей на какие-то деньги мог польститься! Он ради них и не шевельнется! Он ненавидит само слово деньги. Он не так воспитан! Просто он решил расстаться со мной. Гость. Мне нравится, что ты можешь так любить.
Я помогу вам, ребята. Андрею нужно встать на землю, залег, видите ли, в эту берлогу, живете как отщепенцы. Пусть покупает себе этот дом, нужно исполнять свои желания... Ну, будет у вас дача, хоть и далековато... А потом я вами займусь. Он классный логопед, хоть и без степени, вот как соседского парнишку отрегулировал. Да сколько в этой вашей Москве заикатых и косноязычных! Мои ребята приищут ему клиентуру, только пусть больше тридцати процентов им не отстегивает, а то они на ходу подметки рвут!
9Он, Она, Гость.Он (берет прялку). Посмотри, это то, что нам нужно. Это подходит к нашему новому дому. Она. Я все сделаю, как тебе хочется. Он. Жалко, что Виталик не подарил нам тогда самовар. Нам нужен самовар. Вечерами мы будем сидеть и пить чай из трав. Она. Я всегда делала, как тебе хочется. Даже когда мне бывало больно. Даже когда это вредило моему здоровью. Я сделаю для тебя все. Он. Мы научимся собирать травы. Это тебе предстоит научиться. И наш ребенок будет бегать по зеленой траве и пить чистую воду. Подожди еще немного, и мы подумаем о ребенке. Она. Я сделаю все, как ты хочешь. Я даже буду продолжать верить тебе. Он. Мне снился дом. А сейчас мне предстоит увидеть его наяву, и я волнуюсь. Ты будешь счастлива, я обещаю тебе. Слова уже давно ничего не выражают, но ты скоро почувствуешь, как ты счастлива.
Представляешь, мы будем из окна глядеть на озеро... с той высоты, как веками смотрели из окна на землю наши предки, кто бы они ни были, земля была близкой, знакомой. А теперь выгляни с нашего четырнадцатого этажа... посмотри на этот серый, всегда грязный асфальт, на окружающие наш дом блочные человеческие соты. И вот вечерами в тесных, с низкими потолками, ячейках этих сот загораются электрические квадраты окон. И весь вечер синхронно копошится, забившись по этим ячейкам, весь этот человеческий улей чужих, ничем не связанных существ. Моются плохо очищенной водой из общей трубы с всегда неисправным и кранам и, сливают нечистоты в общую клоаку... И вот затихли, в улье темнота, завтра - рабочий лень, нам нужны силы. И вот ни свет ни заря начинается синхронное копошение, снова гудят краны, снова булькает канализация. И вот дети побежали в школу, где их ждут неврозы, гастрит и близорукость, малышей потащили в еще более вредные ясли и садики... А вот и мы - втискиваемся в автобус, чтобы не опоздать на работу. А вечером - весь ритуал сначала, и вот уже полжизни прошло. И слова тоже становятся ритуальными, вроде включения и выключения газовой плиты...
Гость. С жалких трех штук как парень раздухарился! Потанцуйте, ребята. А я газеты с пола пока уберу. Хоть я и временно тут живу, а все-таки так некультурно. Жизнь - она каждую минуту проходит, вот сейчас. Так пусть она проходит красиво и хорошо. 10Она, Гость.Гость. Дела мои здесь идут сверх ожидания. "Посредник" наш процветает, а все потому, что мне среди людей хорошо. Людей с людьми сводим! Кому продать, а кому и купить. Кому одолжить, а кому долг помочь вернуть. Кого защитить, а кому, говоря откровенно, и по морде дать. Но я стараюсь, чтобы все было хорошо. Очень стараюсь. Она. Уже месяц, как уехал Андрюша. Гость. С первой женой жил прекрасно, расстались друзьями. До сих пор звонит, советуется. Она. Уже месяц и два дня, как уехал Андрюша. Гость. Со второй женой жил еще лучше, и снова женился по любви. Хотя откровенно тебе скажу - разницы нет. Любовь не сама по себе существует, она не в ней, а в тебе самом. Ты не ее любишь, а что-то в самом себе - в сердце, в мозгу ли - где ты о ней думаешь. И продолжаешь думать. А она уже не она, была тоненькая и беленькая, нежная, а сейчас сорок восьмой размер в лучшем случае, и перманент крашеный, и взгляд жесткий, и ладони такие же! Ты живешь, по сути дела, с незнакомкой, как если бы ты с улицы привел. И ничто вас не связывает, кроме там где-то - то ли в сердце, то ли в мозгу - памяти о твоем чувстве. Чувстве к человеку, которого уже нет... Она. Уже полтора месяца, как он уехал. Гость. Поэтому я так считаю - жить можно с кем угодно, потому что в конечном итоге разницы нет. Но жить надо по-доброму, помогать друг другу, все делать. Как же быстро все катится куда-то! У меня сыну уже пятнадцать, от первой жены. Хороший парень, я ему помогаю. Но чужой! Я не следил, как он рос, все время торопили, тяготились, обуза все-таки, хотя ну все для него делали. И вот словно и не было никогда у меня ребенка. Большой парень, хороший, но сам по себе. Эх, был бы у меня сейчас маленький сыночек, я б каждую минутку замечал. Смотрел бы, как он ползает, улыбается, лепечет. Времечко бы у меня медленно-медленно поехало. 11Он, Она, Гость.
Он. Зачем ты сделала здесь ремонт, мы же уезжаем.
Это не нужно... Это не годится... Все произошло с невероятной легкостью, впервые в моей жизни. Вся эта волокита, оформление бумаг... Все удавалось необыкновенно! Все шли навстречу, все старались мне помочь. А за дом запросили даже дешевле, чем я предполагал... Так что, видишь, Виталик: твои деньги мне впрок пошли, спасибо тебе.
Но если бы вы знали, что со мной было, когда я увидел дом! Ведь это был тот самый, что я видел все время во сне! И озеро - точь-в-точь, и мостки, и кудрявое дерево - я еще все названия не мог вспомнить. Во сне оно мне приснилось, а наяву я забыл.
Все-таки удивительно, когда ты успела все это себе накупить.
Тише! Не ты покупал.
Боже! Но ведь меня три месяца только не было! Когда же вы успели?!
Он. Я купил свой сон за... Нет, не хочу больше говорить про деньги, да и в деньгах ли тут дело. Вот он, мой дом. Он точно такой, как я мечтал. Правда, в нем ничего нет, кроме прялки, она так и стоит в углу. У меня ничего нет, кроме этой прялки. Странное, сладко пахнущее дерево, и странные темные знаки на скрипучем ее колесе. Кто крутил его когда-то, что за пряжу сматывал, что за песни напевал? Мне кажется, если постараться, я могу вспомнить это или попытаться увидеть во сне. Но сейчас я слишком устаю к вечеру, сплю без сновидений. Времени нет. Надо жить-поживать, добра наживать.
|
Действующие лица:Надежда СидороваПриезжий Эй Ий Переводчик Гости
|
Надежда Сидорова - на своем рабочем месте. Эй - местная девушка из племени дайхоров, задрапирована в платок. Эй (читает вслух, монотонно, без интонаций). Дорогая товарищ Сидорова! Нет, попросту - милая наша Надя, как прозывают тебя в нашем народе. Не хочется сегодня казенных слов. От самого-самого сердца поздравляю тебя с десятилетием твоей славной работы. Надежда. Ты лучше стала читать. Ты работаешь над собой. Эй. Дикое селение превращено в настоящий очаг культуры. Вместо убогой молельни - новая библиотека, где тобой собрано все, что может сделать человека по-настоящему культурным. Пали вековые предрассудки, уничтожены зловещие табу. Когда-то дайхор ползал по земле, выкапывая грязные корешки, нынче он работает на уникальных полях красного подсолнечника. Когда-то он не мог писать, не мог читать, не умел даже разговаривать, нынче же он, культурный и счастливый, сидит в избе-читальне у нашей Надюши. А ведь ты была еще и учительницей, и медсестрой, и вела еще общественную работу!
(Продолжая читать, следит за ней)....И нынче, ровно через десять лет, как ты, совсем молоденькая, приехала в наш древний край, хочется поздравить тебя просто и от всей души, как женщина женщину. Извини, что не смогла приехать именно сегодня. Приеду на днях, вместе с новым учителем. Знаю и очень тронута, что в твоей библиотеке висит мой портрет. Но правильнее, чтобы в ней был портрет товарища Надежды Сидоровой, настоящего просветителя земли дайхоров...
Ты... ничего не прятала?
Смешная ты девочка. Не знаешь, что во всем мире женщины курят табак. Ничего ты не знаешь. А это даже не табак! Просто холодно, хочется согреться. Дым как-то успокаивает. Не знаю, что ты видишь в этом плохого.
Конечно, женщина с трубкой - зрелище не слишком привлекательное. Но зрителей нет, верно ведь, и не все ли равно?
(Постепенно успокаивается). В сущности, все десять лет не было ни одного зрителя... Послушай, ну что ты молчишь? И про какого учителя пишет Майя Аггеевна? Была же договоренность, что учительницей здесь станешь ты. Мы выдвигаем местные кадры. Ты - мой местный кадр. Я подготовила тебя.
Тем более, новый учитель не знает здешних условий. А мы с тобой знаем. Майя Аггеевна мне не сможет отказать. Только одно - неужели мне послышалось вчера? Лучше признайся. Когда мне говорят правду, я согласна простить все. Ну-ну, не расстраивайся. Мне, наверное, послышалось, что ты вчера свистела. Ты ведь мне обещала больше никогда не свистеть. Пойми - так вы разговаривали давно, тогда вы жили в этих утлых хижинах на курьих ножках. Электричества не было, языка не было, почты не было, плантаций красного подсолнечника не было... А теперь все есть, а если электричество все время отключают, то это временные трудности.
Когда, кстати, телеграмму принесли? Я что-то почтальоншу и не видела сегодня.
Когда долго не куришь... Я ведь три дня не курила, верно? Ну, хорошо, два дня... Дым не просто согревает, но, знаешь, даже мысли как-то мешаются. И я не хотела тебя обидеть. Пусть эти бусы висят себе на прялке, даже колоритно. Вреда от них нет. Но знаешь, мне неприятно, когда ты в этом платке, п этой юбке, это ведь вещи твоей матери, верно? И когда ты вот так, закутавшись, сидишь у этой никому не нужной прялки, перебираешь эти бусы... Твоя мать вот тоже так сидела, так же задумавшись... а потом произошел этот несчастный случай. И тоже я собиралась сделать ее учительницей, создать местный кадр. Не думай об этом... Я хочу, чтобы ты была счастлива. Как преобразилась жизнь за эти десять лет. Ты, наверное, помнишь, кок здесь было шумно. Шум и гам - это прямо испугало меня тогда. И плачут и кричат дети - дикое количество детей, домишки утлые, на этих никчемных сваях, ну прямо избушки на курьих ножках, и дети так и кишат, казалось, они прямо на глазах плодятся, точно клетки под микроскопом... Когда мы поедем ко мне в гости, я покажу тебе микроскоп... И еще свист. Шум, гам и свист, этот ваш, так называемый язык свиста. Будто неясно, что люди должны разговаривать словами, а не какими-то подозрительными сигналами. И вот зато теперь - тихо. Все заняты делом. Все, кто остались... Впрочем, что это я говорю, мысли так и мешаются... Появляется Ий, подросток-дайхор. Ий (совершенно буднично). Пожар. Пожар у почтальонши. Она успела разнести почту. Успела разнести газеты, журналы, отложила это дело, пожалела, что люди прессу не получат. Повышается сознательность у нашего человека. И вот разом сгорели - и она и ее мать. Как раз машина приехала, чтоб старуху в интернат. Машина и увезла все, что осталось. Возможно, врачи попробуют бороться. Если машина, конечно, доедет. Не боишься, товарищ Сидорова услышит тебя?
(Смотрит на Надежду.) Она опять курила?
Я не хочу, я все забыл? Плохо, что она опять курила. Ты что, хочешь, чтобы она умерла? Что тогда с нами будет? И отвечай нормально, человеческим языком. Я просто все забыл и не хочу вспоминать.
...Тогда Великий Дух свистнул первый раз, и этот свист был ужасен и потрясающ. Оглохли слабые духом, онемели лживые, упали бесчестные. И тем, кто устоял, стал ведом смысл дальнейших речей. Будь горд - и молчи, сказал Великий Дух. Будь кроток - и молчи. Будь смел - и молчи. И если надо умереть - умри с честью, но без печали... Три волоска из черной бороды своей подарил Великий Дух дайхорам, и, пока летели волоски с неба, запутались они во многие узелки и переплетения...
Ий. Я люблю наше общество! Я хочу в интернат, поскорее снова в интернат.
Приезжий. Товарищ Сидорова! Та самая товарищ СИДОРОВА! Неужели я вижу вас во плоти?
Значит, вот вы какая.
Приезжий. О, Майя Аггеевна была бы в восторге.
Ответ затруднителен, как выражались ваши уважаемые родители?
Происки врагов... интриги... У столь выдающихся людей всегда есть враги.
Ий (читает книгу, повторяет вслух). "Если это так, а это именно так, нравственное совершенствование строителя нового общества открывает большие перспективы"... Приезжий (не глядя на Эй). Уж не курит ли уважаемая товарищ Сидорова листья красного подсолнечника?
Приезжий пристально смотрит на Эй, та, избегая глядеть на него, отворачивается. Тогда Приезжий хватает ее, силой поворачивает к себе и, глядя в лицо, свистит.
Я не смею смотреть на тебя... Не смею говорить с тобой на нашем языке. Ведь он умер, наш ребеночек... Как умирают наши дети там, внизу, в этом новом интернате...
Я помню все... Наши легкие дома на сваях - им не страшны бывали наводнения... Толпы веселых, спокойных людей, им не приходилось гнуть спину на плантациях красного цветка. Ведь прямо указано в древних узелках - не бери от земли больше, чем она сама хочет дать тебе... И дети. В каждом домике на сваях - куча детишек. О, дайхоры плодились, как кролики... Спроси свою хозяйку - где дети нашего селения?
Послушай... но ведь она не одна... Она хотела как лучше для нас.
Да, она не одна. Но черед дойдет до всех. А сейчас ты поможешь мне, и тогда я прощу тебя. Я слышал, что ты тоже ничего не забыла и ненавидишь ее...
Эй. Я спрятала все трубки. Я спрятала красные цветы. Правда, она может пойти на поле и нарвать. Но, возможно, она постесняется...
Эй (с бусами в руках). Человек всегда знает, как поступать ему. Дорога жизни пряма, она одна, единственная. Горе колеблющимся, горе уклоняющимся. Им не принадлежит дорога жизни, и нету у них другой... Вот, на самом кончике этих святых переплетений я вяжу узелок, здесь сообщаю я причину своего ухода. И некому мне сказать это, кроме изображения ненавистной всем дайхорам женщины. Прощай, Майя Аггеевна. Прощаюсь с тобой на чужом языке, называю тебя не принадлежащим тебе, придуманным именем. Это достойно тебя... Но что достойно меня. Индустрии Секретаревой, несчастной Эй? Брошен ребенок, потеряна любовь, предан друг... Мой единственный друг, чужая здесь всем Надежда, я больше не причиню тебе зла... Что достойно теперь меня? Что? И знают ли это древние узелки? Темнота. Вдруг вспыхивает яркий электрический свет. Слышен смех. Входят Приезжий и Надежда.
Надежда. Как вы остроумны. Не верится, что вы получили образование здесь, в областном центре.
И вот представляется мне... Предположим, какой-то зал, там люди, а я выхожу в центр в длинном платье и читаю стихи, хорошие стихи, и мне аплодируют... У меня, знаете ли, сестра младшая, актриса и красавица... Я никогда никому не завидую, завидовать стыдно. Но сейчас, когда я смотрю на вас, мне хочется быть ею...
Теперь я тебя узнала.
Ий (бессвязно). Вот... я учил домашнее задание... Если это так, а это именно так, вследствие, в течение, в продолжение... Моральный облик... И тут как вспыхнуло... Но я ничего не знал, ничего... Оказывается, человек состоит из горючих веществ... если облиться чем-то... Мы по физике не проходили... Или по биологии... У нас в интернате будет и физика и биология... Приезжий гладит платок, свистит.
Надежда. Какое несчастье... Такая умная, такая культурная. Я столько вложила в нее, всю душу, все лучшее. И вдруг - неосторожность с огнем...
Видите! За вашими лозунгами она прятала амулеты и ритуальные переплетения. Так же и за покорностью ее была ненависть к вам, протест, непримиримость! Надежда. Один-единственный выход... Тот, что нашла она. Тот, что сумели найти они все... Во всем виновата Майя Аггеевна... сладкая улыбка, непроницаемое восточное лицо... Чужое лицо... И я им чужая... Несмотря ни на что... Боже мой, но как же он хорош... Не смешно ли, что именно сейчас мне привелось влюбиться... И в кого? В мужчину, свистящего, как суслик! У него и имени-то нету!.. Виновата Майя... да, мысли мешаются. Красный цветок - отрава, гибельная... Табу в древних узелковых переплетениях... Может быть, виноват тот день десять лет тому назад, когда я поехала сюда, чтобы что-то кому-то доказать? Когда решила прожить лучше других, интереснее, честнее? Да... Дорогие Андрюша и Ляля... Но сейчас не в этом дело. Значит, она ненавидела меня!.. Ушла, бросила меня здесь одну. Как же она сделала это? Что она думала? Можно ли понять то, что думает другой, из другого племени, с другими глазами, волосами, привычками? Можно ли понять это? Входит Приезжий со свитой иностранных гостей: индусы в чалмах, негры, европейцы, переводчик.
Приезжий (его слова переводятся сразу на несколько языков). Особенно интересно так называемое узелковое письмо. В вампуме дайхоров содержится совершенно оригинальная религиозно-мифологическая эпопея...
Надежда (одна). Там был новый узелок... Новый маленький узелок... Она оставила его для меня. В нем - разгадка... Разгадка - чего? Мысли мешаются... Нет, я не верю, что она ненавидела меня. Она ушла, чтобы не видеть, как я гибну, чтоб не участвовать в этом. Разве я гибну? Я живу... Почему-то я не могу так, как смогла она... Как все они - за эти десять лет... Они почему-то смогли... Умереть, но не быть униженным, так, кажется... Но не мне свистел Великий Дух дайхоров, и я могу жить дальше... Но что в этом узелке - проклятие, прошение? И не у кого спросить теперь... мысли мешаются... она куда-то запрятала мои трубки... Дорогие Андрюша и Ляля... Дорогой, милый брат Андрюша... Дорогая, милая сестра Ляля... Дорогая, милая сестра Эй... Входит Ий и, плача, поднимает и вешает на место сорванные и затоптанные лозунги.
|
Действующие лица:Она - Ольга Сидорова, двадцати пяти лет, чтица, выступает с литературными концертами.Он - в прошлом - мечты и надежды. В данный момент - молодой человек без определенных занятий. Подруга - придумавшая себе имя "Джанна" и план жизни, которому и следует. Зритель - учащийся ПТУ, слушатель литературного концерта. Возникает перед Ней со своим стулом внезапно и так же уходит.
|
1Она, Он, Подруга.Она. Судьба явилась юнцом в первом ряду, на кривом стуле. Прыщи, соломенные плоские пряди, налезающие на лоб, тренировочные брюки, пузырями вытянутые на коленях. Он шуршал фантиком от жевательной резинки. Подруга (Ему). Вы не судите, что в квартире такой беспорядок. У Ляли не хватает времени. Если только я не приезжаю, вот как сегодня, не помогаю убрать все это. Пожалуйста, разгрузите пока что мою сумку, чтобы до прихода Ляли. Разложите продукты по шкафчикам, будто так и было. Ляле тяжело сейчас живется, не забывайте об этом, после смерти родителей и развода с мужем никто не поддерживает. Ляля - это от Ольги, уменьшительное имя, детское, ей подходит. Она. Были еще две женщины средних лет, две тетки, но они сидели тихо. Тоже в первом ряду. Фактически один ряд был занят, поэтому тишина была какая-то необыкновенная, я с ужасом слушала свой собственный громкий, поставленный голосок и вызубренные фразы из романа про завод, любовь и светлое счастье сильных людей казались мне удивительными, поражали меня своей оторванностью от меня, от этого клуба, от трех людей в первом ряду. А тут еще этот хрустящий фантик! Подруга (Ему). Не судите о Ляле. Видели бы вы ее раньше! Сейчас не то, с каждым годом - все больше не то, но как хороша была она раньше! Да-да, вы правы, ей всего двадцать пять. Я всегда помню, что я на семь лет старше, я не скрываю, ничего не скрывать - мой принцип. А эти баночки с соком оставьте на столе, пусть это будет ей сюрприз. Да, как теперь, когда Ляля так живет, как она живет, и не скажешь, что она младше, мы сравнялись, но как же она была хороша! Хочется плакать, когда вспоминаешь, как она играла на флейте на детском празднике. Нездешнее видение, вот что это было такое. Она. Две тетки, обе в халатах и в тапках на босу ногу. Это называлось - вечер советской литературы в общежитии. Одна тетка сразу же заснула, и мне было неудобно повышать голос в самых драматических местах, например, когда Борис бежит тушить пожар в цеху и встречает там Татьяну. Другая, наоборот, слушала внимательно, только тапки сбросила и шевелила пальцами ног, кажется, не совсем чистых. Но я стояла в своем концертном платье и читала, не сбиваясь, про трудную любовь Бориса, и, если бы не хрустящий фантик, все бы сошло хорошо. Подруга. Не судите о Ляле - мол, бросил ее муж. Я хорошо знаю эту историю. Если бы у Лили было больше гордости, их семейной гордости, она бы первая его бросила. Банальная история - польстился на жилплощадь, на достаток. Странно - с Лялей, такой особенной, такой всеобщей любимицей, всегда приключались самые банальные истории. Она. Три года назад, когда я только начала разъезжать с литературными концертами, я бы места себе не находила из-за трех зрителей в зале, и из-за грязных ног, из-за прочих. Подумаешь, заснул человек, пусть спит, хорошо хоть не храпит. Все это предрассудки. Моя жизнь состоит из предрассудков. Раньше их было еще больше, поэтому было еще тяжелей. Подруга. Не судите о Ляле. Не осуждайте ее. Она все равно очень хорошая. Видели бы вы Лялю, Оленьку Сидорову, хрупкую Мальвину наших детских утренников, с фарфоровыми кудряшками, девочку с флейтой. И не судите ее, что она так легко сошлась с вами, познакомилась на улице. Вы, конечно же, вправе решить, будто Пяля - доступная женщина. Но я не хочу, чтобы вы так думали. Вы уже поняли, что я очень люблю Лялю. 2Она, Подруга, Зритель.Она. Судьба явилась хрустящим фантиком от жевательной резинки. Где этот белобрысый юнец, заскучавший на концерте, где я, где роман о трудной любви Бориса - все связано, оказывается. Он зашуршал фантиком - я запнулась, сделала ему замечание, вдруг расплакалась. Он ушел, а я концерт прервала. Теперь жду жалобы по начальству. И вот артистка Ольга Сидорова без работы. Подруга. Ты опять сварила плохой кофе. Я варю хороший кофе, не хуже, чем твоя мать. Надо все, что делаешь, делать хорошо. Она. Может быть, жалоба не придет, тогда все пойдет по-прежнему. Какой вкусный сок. Какое вкусное все, что ты приносишь. Подруга. Ты должна больше есть. Напрасно ты все худеешь. Зритель. На Западе все худые. Ни одного толстого человека нету на Западе. Про Америку я не говорю. Подруга. Ты скажешь, мол, там они все худые. Во-первых, не худые, а стройные, за счет спорта и рационального питания. А ты худеешь, потому что тебе есть нечего, и все отражается на лице. Она. Ты стала такой стройной, Джанна. Я иногда вспоминаю, какой ты была раньше. Подруга. А я никогда не вспоминаю, это мой принцип. Я смотрю в будущее. Зритель. Будущее - это наши дети. Мы - ваше будущее. Она. Я выпила весь сок. Это ужасно. Я не подумала о Марише. Я ведь завтра на весь день забираю ее из садика, повидаться перед отъездом. Раньше всегда первым делом думала о Марише, как она там в садике, на пятидневке. А тут взяла выпила весь сок. Подруга. Пустяки, я еще такой принесу. Она. Ничего не получится. Я же уезжаю послезавтра в Тамбов, с литературными концертами, и Мариша будет снова в садике. Подруга. Это если все пойдет по-прежнему. Если не придет жалоба. 3Он, Она.Она. Ты скучал по мне. Я знаю, ты скучал по мне. Он. Еще звонила из садика нянечка. Или, вернее, воспитательница. Жаловалась на твою Маришу. А еще я сдал бутылки. Она. Я тоже скучала по тебе. Так давно я ни по кому не скучала. Так давно не хотелось домой. Он. Говорит, твоя Мариша опять кого-то укусила. Она. И вот я дома. Я знаю, ты ждал меня.
Мариша - я же знаю эту историю, она уже кусала кого-то, какую-то девочку, довольно противную, кстати, я ее потом видела. Я же объяснялась с родителями.
Ты, наверное, чувствовал, как я скучала по тебе.
Теперь я сама займусь Маришей. Никакой казенщины, никаких "Солнышко смеется". Классическая музыка, "Детский альбом" Чайковского. Теперь труднее будет, без рояля... Но мы купим проигрыватель. Лучшие пластинки, лучшая музыка - вот что будет звучать для нас. Жаль, рояль продан.
Я же говорю, ты умница. Я больше никуда не поеду без тебя. Я не говорила тебе - пришла жалоба? Я ушла с работы, это к лучшему. Я теперь дома, с тобой, я знаю, ты рад.
4Он, Подруга, Она.Подруга. Я знаю все. Только не надо падать духом. Конечно, ни одна концертная организация больше не заключит с Лялей договор. Вы должны помочь. Пусть наконец Ляля посмотрит в глаза реальности. Она (декламирует). "Любовь - это слишком много для меня. Принадлежать человеку всем духовным существом своим. Его улыбка так же значительна, как священные скрижали. Его взгляд так же могуществен, как меч архангела". Он. "Я боготворю вас, леди Марианна". Подруга. Все ниже и ниже, это падение, и некому сказать, кроме меня. Новое место работы, все более и более убогое. Не удержалась в театре - мол, подкатывался к ней главный режиссер. Не смогла на радио - рутина, на студии - интриги. И вот литературные концерты - тоже выгнали, не потянула. Она (декламирует). "Две души, стремящиеся друг к другу в горнем эфире... Два существа, рожденные не мучить друг друга, но спасти, но стать отрадой в самом жестоком, в самом холодном из миров"! Он. "Я молюсь за вас, сударыня". Подруга. И вот результат - голые стены, все распродано. Кроме этого злосчастного рояля - там, оказывается, моль съела прокладки. Ребенок заброшен. Недавно Мариша взяла и прямо на утреннике разрезала ножницами на мелкие кусочки карту Советского Союза! Мне пришлось задействовать все свои связи... А то бы это был третий детский садик, откуда ее вышвыривают, извините за выражение! Она. "Любовь - не минутное развлечение, не игрушка пресыщенных мешан", упрямо думал Борис, направляясь к проходной родного завода, и в груди у него что-то пело". Он. Я люблю тебя. Я люблю тебя. Подруга. Другая бы на ее месте - руки бы на себя наложила, что было и что стало с человеком. Или пришла бы и сказала честно - Джанна, помоги, придумай для меня что-нибудь. Ведь результат, как говорится, налицо, у нее и у меня, кто что имел и кто чего добился! У меня есть теперь все - интересная работа, красивые увлечения, муж, одни человек, который поддерживает меня, и другой, которого поддерживаю я. Детей пока нет. Дети - слишком большая ответственность, вот и растет, как трава, эта неуправляемая Мариша. У тебя, Ляля, нет ничего, кроме памяти о счастливом детстве. И еще квитанция от рояля, который все не продается, никому не нужен, в плохом состоянии! Она. С этого и началось разрушение нашего дома, с моего замужества, разменяли квартиру, разорвали семью. Сестра и брат - вспоминаю их только в детстве, какими мы были, а про нынешних, взрослых, и не думаю, словно их и нету. До сих пор не понимаю - как это можно жениться из-за квартиры, из-за прописки, как же можно? Спасибо, Джанна открыла мне глаза. Она мне прямо сказала - мол, твой муж ни одной юбки не пропускает, и даже к ней, к моей лучшей подруге, лез самым откровенным образом! Он. "Я боготворю вас, леди Марианна". Подруга. Приди и скажи по-человечески - мол, у тебя все хорошо, у меня все плохо, помоги, Джанна. Джанна поможет. Уж я ее никогда не оставляла, вы, Коля, свидетель. Она. Он ей так и сказал - я никогда Ольгу не любил, совершенно. Джанна передала мне, как настоящий друг. Никогда не любил! Что же это было такое, спрашивается? Почему меня нельзя, спрашивается, любить так, как все всех любят, даже так? И все пять лет я спрашивала себя - и себя, и всех, кого узнавала, почему меня нельзя, спрашивается, любить. Он. "Я молюсь за вас, сударыня. Я люблю тебя, товарищ Таня". Подруга. Мне один из моих друзей - у меня, Коля, много друзей - рассказывал, есть такая судебная наука - о поведении жертвы. Мол, часто жертвы сами виноваты в том, что они жертвы. Я близко знаю Лялю. Как только мужчина сближается с ней - о, я не имею в виду ничего плохого, в нем тут же просыпается подлец. Ее бывший муж, говорят, в новом браке ходит на рынок за картошкой, стирает пеленки и дарит новой жене цветы. А что он творил здесь, в этом доме! И весь этот полк неудачников разного калибра, которых она подбирает невесть где... Поочередно эти голодранцы высаживались десантом сперва в той, родительской квартире, потом уже в этой комнатушке, к ужасу соседей... Ели-пили, поправляли расшатавшиеся нервы... Выходили из запоя.. Разводились - или, напротив, мирились с законными женами... И, наконец, придя в норму, исчезали, скромно разбив пару тонких чашек... или прихватив редкую книгу из родительской библиотеки... И, что характерно, обычно забывая даже попытаться переспать с Лялей, хоть из приличия, так сказать, заинтересоваться ее женскими прелестями... Она. "Любовь - это слишком много для меня. Принадлежать человеку всем духовным существом своим". Он. Уже весна. Подруга. Ты еще придешь ко мне. Ляля, девочка с голубыми волосами, фарфоровая Мальвина всех утренников. Лялечка сыграет нам на флейте, а наша Джанна на кухне посуду моет. Джанна, милая, ты золотко, такая молоденькая и такая работящая, хозяйственная. Это Лялечкина подруга, Джанна. Всегда на всех праздниках есть одна незаметная, одна хозяйственная, в углу посуду моет и разливает чай беспечным гостям. Но теперь мой праздник, милая Ляля, теперь мне звонят, меня ищут, мне дарят кольца, цепочки, наборы косметики и финскую сантехнику. Вот недавно мой Эн бен ду привез мне оборудование для ванной. Теперь у меня там все голубое, точно по морю плывешь. А ты, красавица, мамина куколка, платишь за любовь. Она. "Два существа, рожденные не мучить друг друга, но спасти, но принадлежать друг другу вечно. Борис бежал к цехам, объятым пламенем. Татьяна, Татьяна, гулко ухало сердце у него в груди". Он. "Я молюсь за вас, сударыня. Я уважаю тебя, товарищ Татьяна". У тебя, Ляля, теплая, сухая комната, и ночью слышно, как птицы поют. Я встал - оказывается, уже утро и весна. Подруга. Да-да, покупаешь так называемую любовь углом в родительском доме, даровой жратвой в холодильнике, бутылкой с утра или, наоборот, вызовом нарколога за твой счет. Ты катишься все ниже, видела бы твоя мать. Но однажды ты придешь ко мне, признаешься, как тебе худо, и я помогу тебе. Я всегда помогаю Ляле, я же так люблю Лялю. Ее дом был мне родным когда-то, а такие вещи не забываются. Она. А потом был суд, развод, не знаю, как я пережила все это. И дальше - так плохо все было, неудачно. Я все искала - чтоб не просто меня любили, но чтобы еще вдвойне, чтоб забыть все, что было с мужем. И судьба все не баловала - то она являлась анонимным письмом, то молчащим телефоном, то мокрыми детскими колготками в тазу. А теперь судьба явилась тобой, и все стало не важно. Он. Я люблю тебя, Ляля. 5Зритель.Зритель. А тут и пристал ко мне длинный этот дядя: жалоба, мол, жалобу вы написали. Чтоб я писал жалобы, не бывало такого. Ни один американец никогда не будет жаловаться, не приучен к этому, иная действительность, как мы в школе проходили. Кольт шестого калибра всегда в кармане. Да и нет никаких оснований жаловаться у американца. Я иду по улице - так и называется, Бродвей,Ц а ко мне так и подлетают: да, сэр? Чего изволите, сэр? Три женщины сразу со мной, одна нежная, беленькая, кожа так и обгорает на солнце... Там всегда солнце! Другая - вроде китаянка, глаза раскосые, загадочные, что называется. Третья - негритянка, я не возражаю. Я всегда стоял за дружбу и единение народов, как у нас здесь и принято. Здесь, в заснеженном, сонном городе, где и снится мне все это - работа, общежитие, красный уголок и худая, костлявая тетка с испуганным лицом в длинном платье, читающая что-то дурным голосом о трудной любви какого-то Бориса. 6Он, Подруга.Подруга. Пришла прибраться, а у вас чисто. Я смотрю, вы хорошо живете.
Я люблю, когда хорошо живут. Я сама живу очень хорошо.
Не представляю, что будет со мной, если вы с Лялей и вправду уедете. Договоренность с областной филармонией - вот как это называется, это со слов Ляли. Вы. Коля, тоже будете участвовать в концертах, это прямо новость для меня.
Представляю, как вы рады, что уезжаете неизвестно куда, неизвестно зачем. Вы продолжайте, не обращайте на меня внимание. В этом доме никогда не обращали на меня внимание.
Он (в камзоле, в парике с косичкой). Любовь - это слишком много для меня. Любовь - это слишком много для меня.
7Зритель. Мне снится, что я опять работаю в ночную смену. Вообще-то я несовершеннолетний, и не положено, против закона. Но раз это все сон, зачем я буду выступать и чего-то требовать? Лучше взгляните - вот она, моя улица. Пикадилли называется, она же Бродвей. Наполовину Пикадилли, наполовину Бродвей. На одной стороне лондонские туманы и английская музыка, на другой - небоскребы и американская музыка. И всюду огни, огни, море огней, светло как днем. "Сэр, шепчет мне в ухо главарь всемирной мафии, не желаете ли сыграть в рулетку в Монте-Карло, выигрыш гарантирован триста процентов, куча денег". Но я даже не оборачиваюсь презрительно. Я презираю все это копошение - деньги. Зачем мне еще деньги, у меня их и так два чемодана. 8Она, Подруга.Она (с трудом). Ты пришла все-таки.
9Подруга, Она, Зритель.Зритель. Там всегда праздник, поэтому все американцы такие веселые. Там нет того, что здесь мне все время снится: тусклых улиц, вонючих очередей, матери с бескровным лицом, с вечной складкой у губ, которая со временем все глубже - прямо на глазах. А еще мне снится эта тетка с испуганным лицом, что тогда заплакала на этом скучном концерте. Ни одному уважающему себя американцу не будут сниться такие сны.
Семейный квартет(вместо маленького эпилога)Надежда играет на рояле. Ляля - на флейте. Андрей поет. На стуле, в стороне, лежит скрипка со смычком - матери. Музицируют очень слаженно, с любовью глядя друг на друга. Андрей. А где мама?
"Дебют-центр", тел.(095) 2489106 |
"Друг ты мой, повторяй за мной" | Елена Гремина | "Глаза дня"
© 1999 Елена Гремина
pochta@theatre.ru