KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Лариса ДОЛГАЧЕВА

ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРУШКИНО ТВОРЕНЬЕ
Неизвестная опера Петра Ильича в Театре "Тень"

Кто стоит, пусть сразу сядет, - в Москве состоялась премьера оперы "Лебединое озеро" (для тугодумов: бессмертное творенье с таким названием всегда считали балетом). Революцию совершил Театр "Тень", снискавший было известность в драме, но вдруг возмечтавший об оперном Олимпе. Год назад здесь спели "Иоланту" - в один голос. Но что тот опыт по сравнению с нынешним, где речь идет ни много ни мало об открытии. Открытии неизвестного сочинения Петра Ильича - оперы для домашнего представления "Озеро лебедей". Вот из какого ручейка разольется-то спустя несколько лет великое балетное "Озеро"! Рыдайте, академики, изрывшие землю, по которой ступал русский гений, вдоль и поперек, - брильянт не брильянт, а не последний в музыкальной классификации камешек вы пропустили. Но - к делу.
Гипотетический занавес взовьется прямо в театральной прихожей и ровно в тот миг, когда вы откроете буклет к спектаклю. Чего там только нет! Воспоминания, цитаты, исследовательское эссе, приложения, предположения, касаемые фигуры Чайковского и неизвестного его творенья. Приобрел такой - и "въезжай" в любые беседы о классике на белом коне. 'Только соломки подстели, вдруг падать придется", - шепнут доброжелатели: парочка белькантистов и уличная ватага, оказавшиеся в прихожей. Да под нос тебе - пролог собственного приготовления. Хочешь - съешь его как пирог, хочешь - задайся вопросом: к чему бы этот турнир, где скоморохи устраивают балаган с Петрушкой в главной роли, вокалисты заливаются о подвигах рыцаря Германа (первоначального, вместо Зигфрида, героя "Озера") и где в конце концов все сливаются в консенсусе, то бишь - почивший было в результате своих похождений Петрушка воскреснет, облачится в подаренный главным белькантистом смокинг и поведет, что твой трибун, процессию - артистов и публику - в зрительный зал.
Но лишь зазвучат в черном коробке на полсотни мест первые ноты драгоценной партитуры и затрепещут меломановы сердца, как: "Одной из самых изысканных забав, затеянных с участием Петра Ильича, стал праздник в имении Трубецких в Ахтырке летом 1870-го..." - поди ж ты, слайды, романтическая экскурсоводша, лекция! Нам придется выслушать, и как воодушевленный радостным легкомыслием, царившим вокруг, композитор всего за пять дней сочинил одноактную оперу на сюжет средневековой легенды, и как из подручного реквизита и лихих фантазий постановщиков явился безумный гибрид трех театров - "живого", кукольного и теней, и как он был озвучен одиноким фортепьяно и двумя соловьями ахтырского общества - будущей солисткой императорских театров Эмилией Павловской и самим князем Трубецким... Но отсылали нас в Ахтырку не напрасно. Совершенно в ахтырском духе и будет поставлено "теневое" "Лебединое озеро". То есть зритель получит; а) пару соловьев - Алексея Косарева и Наталью Баранникову, поющих, не смущаясь любой тесситурой, за принцессу Одетту, за колдунью Одиллию, за удачливого любовника Германа, за его Соперника Зигфрида и за злого гения Вольфганга, 6) одинокое фортепьяно, сотрясаемое огненным виртуозом Андреем Семеновым, в) гибрид трех вышеупомянутых театров, а в придачу к нему - горячечное виденье (впрочем, предреченное прологом): ПетрИльич и Петрушка в армстрелинговом бою.
Разольет один море чудных мелодий (в котором лови - не переловишь темы его будущих шедевров), вдохновит постановщиков на волшебства вроде превращения бумажных деревьев в человечков, лужицы в лебедя - второй тут как тут. Выловит прямо из капустника какие-нибудь Песни испанского, русского, тирольского гостя - да в поэтические разливы. О состряпанном же злодеем эпилоге и говорить неприлично. После всех романтических приключений навсегда превращенные в Лебедей Одетта с Германом уплывают вдаль, оставляя нам на прощанье лебединую песню - в ее натуральном, лебедином "исполнении" (фонограмма)... Оправишься не сразу. Первая мысль: какому сумасшедшему пииту пришло в голову сравнить это с музыкой? Вторая - побил-таки Петрушка Петра Ильича. И третья - а что б вам, блестящие умы и блестящие таланты, обретающиеся в Тени оперы" (под этим названием дерзкий детский (!) театр совершает набеги на оперный Олимп), не приписывать к афише: "только для взрослых" и "только для продвинутых"?
Есть подозрение, что лишь таковым будет под силу отделить зерна от плевел, то бишь догадаться: нет открытия века под названием опера "Озеро лебедей", а есть классная мистификация. Сценаристам, либреттистам, постановщикам, актерам (а также основателям театра) Майе Краснопольской и Илье Эпельбауму - браво!.. Но чу, какое-то рыданье. Сто против одного - это плачет настоящая оперная сцена. По вам, "теневики". Опера как величайшая в мире мистификация и вы, мистификаторы от Бога, - прелюбопытный мог бы быть альянс.

"Культура", 31 декабря 1998 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru