KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Лариса ЮСИПОВА

МАСКА ВЫШЕ, ЧЕМ ЖИЗНЬ

Появившаяся в 1994 гаду "Золотая маска" в отношениях своих с российским театром, вернее, его деятелями, успела пережить период краткой влюбленности, последовавших за ним бурь, склок, разводов и теперь, кажется, вступила в полосу спокойного, респектабельного существования.
Предметом особой гордости ее учредителей является то, что это именно профессиональная, а не самозваная премия. Что поддерживают ее Европейский союз, Фонд Сороса, Британский совет, Гёте-институт. Что номинации составляются членами экспертного совета, а жюри состоит исключительно из профессионалов. Кстати, жюри в этом году будет целых два - отдельно для музыкального, отдельно для драматического и кукольного театров. Сделано это, как нетрудно догадаться, для еще большего ужесточения критерия профессионализма.- Но критерий этот имеет, подобно многим замечательным вещам, и свою оборотную сторону. "Из всех искусств" российское театральное сообщество оказалось наиболее консервативным. На что в период бурь и склок сетовал и сам генеральный директор "Маски" Эдуард Бояков. Его, например, сильно изумляло, почему многие служители Мельпомены решительно не желают признать, что для проведения церемонии вручения премии, а главное - предшествующего ей фестиваля, нужны деньги и что доставать их - отдельная большая работа. (Кстати, из трех источников, трех составных частей финансирования "Маски-98": деньги из федерального бюджета, от московского правительства и спонсорские - последняя, то есть спонсорская часть, самая значительная.)
Но игнорирование новой экономической реальности - лишь часть одной большой проблемы. Истинные ценители театра в большинстве своем живут замкнутой цеховой клановой жизнью. Настоящего театрального критика не так часто можно встретить в балете, очень редко - на кинопремьере, а уж на вернисаже или концерте современной серьезной музыки - почти никогда. Вместе с тем современное искусство, к которому современный театр тоже относится, отличается от несовременного, в частности, размытостью и проницаемостью границ. Как между жанрами, так и между понятиями: "высокое" - "низкое", "элитарное"- "массовое", "земное" - "духовное". Без "Звездных войн" Джорджа Лукаса труднее воспринять спектакли Боба Уилсона, без поп-ансамблей - музыку Филипа Гласса и так далее.
Публика, с равным энтузиазмом заполняющая и залы Музея кино, и Большой во время гастролей Мариинского, и театр им. Моссовета, когда на его сцене Меньшиков играет Чацкого, и воскресные сеансы "Кодака-киномира", это интуитивно чувствует. Театральные деятели, как, явствует из объявленных на пресс-конференции списков претендентов на получение премии, в большинстве своем - чувствуют очень мало.
На недоуменные вопросы журналистов о причине прочерка в графе "лучшая женская роль в драматическом театре" или об отсутствии среди кандидатов спектаклей антреприз следовал неизменный ответ, что таково коллективное решение экспертного совета, руководствующегося своими - надо понимать, исключительно высокими - критериями. Но высота критериев - прерогатива не только профессионалов, но и "синих чулков". И за ней довольно легко не увидеть жизни.
Все частные комментарии к списку Маски, несомненно, будут грешить субъективностью и необязательностью. Но всё же: стоило ли так уж настаивать на отсутствии в этом сезоне достойных женских ролей? А Наталия Коляканова, например, сыгравшая в отмеченном советом спектакле Анатолия Васильева "Дон Жуан, или "Каменный гость" и другие стихи"? Одна из лучших российских актрис, недавняя звезда васильевского театра, в силу его специфики очень мало известная широкой публике, должна бы по идее оказаться замеченной именно экспертами. Но нестандартность актерской натуры, похоже, не смогла преодолеть высоту критериев.
Или: не носит ли игнорирование антреприз вообще несколько агрессивный, а ярость критики по отношению к одной из них - "814", представившей "Горе от ума", - если так можно выразиться, психоаналитический характер?
Список вопросов можно продолжить, но скептицизм по отношению к выбору все-таки пасует перед уважением к усилиям людей, располагающих на сей раз очень скромными средствами, но тем не менее организующих и в этом году фестиваль, на который приедут фактически все спектакли-номинанты. В ситуации, когда даже путешествие из одной российской столицы в другую вырастает в материальную проблему, приезд в Москву театров из Петербурга, Якутска, Новосибирска, Вологды, Екатеринбурга становится единственной возможностью их увидеть. И победа действительно начинает значить меньше, чем факт участия.

"Известия", 25 декабря 1998 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru