KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Дина ГОДЕР

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПИТЕР ПОБЕДИЛ ВЧИСТУЮ

ПОРАБОТАВ В ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ. выдвигавшем номинантов по драме и кукольному театру, могу сказать честно: за те полгода, что мы смотрели спектакли со всей России, идея выбрать две-три лучшие постановки, из которых жюри могло бы легко назвать одного лауреата, ушла на план. Стало ясно, что главное - сделать хороший фестиваль. После прошлого мертвого московского сезона так хотелось всякое, пусть несовершенное, но яркое произведение привезти в Москву. Удивить, обрадовать, показать, что театр еще жив. Конечно, всего, что хотелось, вставить в программу не удалось (и так бедному жюри придется бегать, высунув язык, со спектакля на спектакль все две недели показов), но разнообразным и ярким этот фестиваль окажется точно. Наблюдения таковы. Во-первых: Москва в прошедшем сезоне совершенно утратила авторитет театральной столицы. Безусловно лидирует теперь Петербург, Москва - на втором месте, а на третьем неожиданно оказался Новосибирск (в нынешней "Золотой маске" от него будут участвовать и драматический спектакль, и опера, и балет). Во-вторых: на этот раз фестиваль лучших драматических спектаклей станет парадом молодой и энергичной режиссуры. Елена Невежина из Москвы только что закончила ГИТИС, Виктору Крамеру и Юрию Бутусову из Питера, как и Олегу Рыбкину из Новосибирска, - за тридцать. Даже знаменитостям - англичанину Деклану Доннеллану и якуту Андрею Борисову - нет пятидесяти. И ни одного патриарха.
    Петербург. "Зимняя сказка"
Шекспировскую "Зимнюю сказку" в постановке Деклана Доннеллана привезет Малый драматический театр. В Москве Доннеллана представлять не надо, гастроли его театра "Чик бай джаул" здесь имеют успех. Описывать "Зимнюю сказку" тоже бессмысленно, в ней, как всегда у Доннеллана, нет внешних эффектов, все дело в непосредственности взгляда. И если вы видели другие его постановки, то в "Зимней сказке" руку режиссера узнаете сразу: пустая сцена, много актеров, и все хорошо играют. Из этого спектакля на лучшую мужскую роль выдвинут Петр Семак - любимый "мужской" актер Додина (его Мишка Пряслин и Ставрогин). В "Зимней сказке" Семак играет ревнивца Леонта как настоящий трагический актер - мощно, жестко, с едва сдерживаемым бешенством. Вот бы кому сейчас Отелло сыграть. А еще в этом спектакле очень смешные "крестьянские" сцены - обстоятельные, простодушные, с уморительным южным говорком.
    Петербург. "В ожидании Годо". "Сторож"
Случай небывалый: на "Маску" выдвинуто сразу два спектакля одного режиссера - "Сторож" и "В ожидании Годо" Юрия Бутусова. (Кстати, в прошлом году Бутусова тоже выдвигали - с менее удачным, на мой взгляд, спектаклем "Войцек" по Бюхнеру - и безуспешно.) В Питере отношение к Бутусову двойственное: с одной стороны, его любят и награждают премиями, с другой - ругают за то, что западная экзистенциальная и абсурдистская драматургия, которой Бутусов привержен, под его рукой как будто теряет свою загадочность и сложность. Это правда - ни тумана, ни многозначительности в его энергичных спектаклях нет, именно внятная и остроумная режиссерская мысль придает им обаяние, противиться которому невозможно. Стоит посмотреть, как реагирует на "Годо" зал, полный театральных студентов, среди которых этот спектакль (поставленный как диплом несколько лет назад, а в прошлом сезоне возобновленный на сцене Открытого театра) давно уже стал легендой. Как они визжат и хохочут, видя все его гэги по сотому разу. Беккетовские философы, ждущие таинственного Годо, в спектакле Бутусова превращаются в бродячих артистов. Речь идет об актерстве как о способе жизни, с которым нельзя расстаться, даже если он ненавистен. О пошлом и низком лицедействе, которое помогает сохранить веру и не дает умереть. Четверка молодых актеров - Михаил Трухин, Константин Хабенский, Михаил Пореченков и Андрей Зибров - дорогого стоит, и, если бы это не выглядело странным, всех их можно было бы выдвинуть на премию за лучшую роль. Один из них, Михаил Трухин, видимо, любимый бутусовский актер: на прошлом фестивале он играл Войцека, теперь играет в "Стороже" Театра на Литейном. Его замкнутый, нервный, беззащитный Астон, приютивший наглеца Дэвиса, - замечательная и сложная актерская работа, по мастерству, быть может, даже более изощренная, чем Дэвис Семена Фурмана. Но Фурман берет "природностью" своего дарования: его герой кажется злым, неблагодарным животным, именно животным - смешным, гадким, обаятельным, ничего не знающим о человеческой морали. От Фурмана, который своей изумительной органикой напоминает Евгения Леонова, невозможно отвести глаз - он и выдвинут на лучшую мужскую роль. АТрухина, на мой взгляд, одного из самых перспективных молодых "неврастеников", решили пока "выдержать". Если Бутусов и другие режиссеры не потеряют к нему интерес, Трухин свое возьмет, а пока всенародная слава пришла к нему с неожиданной стороны: он играет в милицейском сериале "Улица разбитых фонарей".
    Петербург. "Гамлет"
Свою версию истории принца Датского руководитель театра "Фарсы" Виктор Крамер сложил из почти десятка русских переводов этой пьесы, так же, как в Москве поступили Штайн и Стуруа, но на полгода раньше них. Сократив половину действующих лиц (актеров, Фортинбраса и даже Тень отца Гамлета), Крамер представляет принца, сочинившего себе месть среди любящих его домочадцев и буквально заставляющего всех играть придуманные им роли. Мягкий, покладистый, влюбленный в жену Клавдий с явной неохотой изображает злодея и встревожен тем, как вдруг переменился белокурый принц. Под Гамлетову дудку покорно пляшут и Розенкранц с Гильденстерном, и болтун Полоний.
Режиссер посадил публику амфитеатром на поворотный круг сцены. Зрители вращаются вместе с кругом - меняется место событий, актеры бегут, калейдоскоп сцен становится все стремительнее. Видимо, смущенный тем, что в спектакле много смешного, Крамер называет его трагикомедией. На самом деле комедийного здесь не больше, чем в "Гамлете" Стуруа. Надо сказать, эти два спектакля вообще многое сближает, особенно тяга к выворачиваниям классических взаимоотношений и к шутовству. Но Крамер, пожалуй, более последователен в своих парадоксах.
Что же кроме петербуржцев? Вологодская "Кармен" Бориса Гранатова с замечательными декорациями Степана Зограбяна (этот спектакль я, к сожалению, видела только на кассете). О якутском "Короле Лире" Андрея Борисова нам уже приходилось писать, о спектакле "Сатирикона" "Жак и его господин" в постановке Елены Невежиной, выпускницы последнего курса Петра Фоменко, - тоже.
    Новосибирск. "Ивонна, принцесса Бургундская"
Олег Рыбкин из новосибирского "Красного факела" (тоже, кстати, ученик Фоменко), подобно Бутусову, был номинирован на прошлую "Золотую маску" и не добился ее. В этом году он привезет спектакль стильный и занимательный - первую российскую постановку пьесы польского классика XX века Витольда Гомбровича "Ивонна, принцесса Бургундская". Странную пьесу про нелепую, заторможенную Ивонну и бойкого принца Филиппа, который сначала из чувства противоречия решил жениться на этом чучеле, а потом - избавиться от него. Рыбкин сделал шаг для театра совершенно неожиданный (особенно для такого консервативного, как "Красный факел", который называют сибирским МХАТом) - пригласил оформить спектакль двух поп-звезд модной тусовки: лучезарно-декоративного Андрея Бартенева и концептуального барахольщика Петлюру. А композитором позвал Олега Кострова, сочинившего на основе цитат из советских песен ироничный музыкальный фон в жанре easy listening. Из рыхлой и вялой девицы Ивонна превратилась в центр напряжения спектакля - диковатое, всклокоченное существо в разноцветных кримпленовых костюмах "от Петлюры". Королевский двор Бартенев сначала затянул в тугие - не то лыжные, не то космические - наряды из белой кожи, а во втором акте - обрядил в хирургические одежды, но шелковые и черного цвета. Однако самое забавное и театральное - то, что Бартенев назвал "объектами": актер - "автомат по продаже газет", какие-то жуткие динозавры, значащиеся в программке как "рыбаки", и прочее, о чем не скажу, чтобы не испортить удовольствия тем, кто придет на спектакль. В общем, Бартенев (которого, конечно, выдвинули на "Маску" в номинации "лучший художник") сделал все, чтобы "Ивонна" превратилась в шоу его костюмов. К счастью, режиссер сделал все, чтобы его присутствие тоже было заметно. Рыбкин уверял, что хочет поставить спектакль для поколения читателей журнала "Птюч", - и поставил. Теперь осталось заманить этих самых читателей в театр, а то новосибирские театралы - интеллигентные и вежливые люди среднего возраста - пугаются как раз в тех местах, где "свой" зритель мог бы вопить от восторга.
    Финал
Самым поразительным за то время, что я наблюдала жизнь театральной провинции, мне показались не замечательные актеры, режиссеры или художники - в конце концов они занимаются любимым делом. Восхищали сумасшедшие театральные директора, которые не только подкармливают актеров, не получающих зарплату по полгода, но и разбиваются в лепешку, чтобы на сцене было именно то, что задумали режиссер и художник (новосибирские газеты долго обсуждали, что для костюмов к "Ивонне" в Арабских Эмиратах было заказано 6 тысяч настоящих перламутровых пуговиц). Именно к этим директорам и едет перспективная столичная режиссура, уставшая от того, что дома можно зарабатывать, только ставя в антрепризах "звездные" мелодрамы и комедии.
А еще поражают зрители - благодарные и чувствительные. Они по-прежнему заполняют залы: приходят нарядные, надевают в гардеробе туфли на каблуках и ждут праздника. И даже если в Новосибирске минус 38 градусов, ни один билет из почти тысячного зала молодежного театра "Глобус" не сдан. И даже если в театр ехать на край города, а кончается спектакль чуть не за полночь, огромный зал екатеринбургской драмы полон и заливается слезами над судьбой несчастного еврея Тевье из незамысловатой горинской пьесы. Какой уж тут Макашов.

"Итоги", 29 декабря 1998 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru