Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.
Пресса
Олег Рыбкин:
ГЛАВНОЕ - УЧАСТИЕ, НО ХОРОШО БЫ И ПОБЕДИТЬ
Олег Рыбкин, один из самых молодых главных режиссеров России, возглавляет новосибирский академический театр "Красный факел". На "Золотая Маска-98" его стильный, изысканный спектакль "Зойкина квартира" по пьесе Михаила Булгакова был отмечен зрителями и критиками. Новый спектакль "Ивонна - принцесса Бургундская" по пьесе В. Гомбровича выдвинут на соискание "Золотой Маски" по трем номинациям: "Лучший спектакль", "Лучшая работа режиссера" - Олег Рыбкин, "Лучшая работа художника" - Андрей Бартенев.
- Вы второй раз участвуете в "Золотой Маске". Насколько для вас это важно?
- Участие приятно само по себе. Кроме того, в тех условиях, в которых мы существуем, "Золотая Маска" - единственная возможность театрам из провинции показать свои спектакли в столице. При всем уважении к провинциальной прессе мы все-таки больше ориентированы на мнение критиков Москвы и Петербурга.
- Не получается ли так, что театры используют "Золотую Маску" как средство замещения привычной системы гастролей?
- Нет, гастроли - это когда театр вывозит в другой город любой спектакль из текущего репертуара. В "Золотой Маске" строгая система отбора, привозится лучшее, что отобрано экспертами, что достойно быть представлено в Москве. И то, что вообще существует Национальная театральная Премия, - это замечательно, потому что усилия, которые предпринимают театры, для того чтобы участвовать в конкурсе, сильно подстегивают творческий процесс.
Мне не хочется сравнивать театральную ситуацию Москвы и провинции, но так случилось, что многие режиссеры моего поколения вынуждены в силу разных обстоятельств ставить спектакли "далеко от Москвы". И делают они это с удовольствием, потому что в провинции существует, может быть, большая актерская открытость, большая заинтересованность сделать что-то такое, чем можно увлечь. Конечно, иногда приходится ставить спектакли, которые я называю "Радость Железнодорожного района", но они больше для кассы, для определенного зрителя.
- На прошлую "Золотую Маску" вы привозили спектакль "Зойкина квартира". В Москве он прошел с большим успехом, но Премию не получил. Как на это отреагировали в театре и в городе?
- В театре восприняли нормально. А в городе отреагировали странно: "Как это вы поехали в Москву и ни одной "Маски" не привезли?" Пришлось долго убеждать, что на Фестивале было показано всего двенадцать спектаклей и они были выбраны из сотен, идущих в России. То есть попасть в число этих двенадцати - уже достижение. Но все равно такое мышление очень характерно для провинции: раз поехали, то должны что-то получить. Для нас же главный результат - участие.
- Тем не менее, готовясь к Фестивалю, вы выбрали пьесу Гомбровича, которая никогда не ставилась в России, но широко идет на Западе. Не продиктовано ли это подсознательным ощущением, что спектакль может претендовать на победу?
- Сам по себе выбор неизвестной у нас и популярной на Западе пьесы еще не гарантия успеха. Когда я решил ставить "Ивонну", то сразу подумал, что ее должна делать совсем необычная команда, потому что пьеса непривычная и странная. Я пригласил сценографом московского художника-стилиста Андрея Бартенева, а композитором ди-джея Олега Кострова. Конечно, у меня был определенный расчет, но это же нормально, когда режиссер и театр рассчитывают на успех. К тому же мы затратили большие усилия и спектакль такой, каким он получился, - это результат огромного труда и не меньших финансовых затрат. А что касается того, на что рассчитывали... Мы шутили: "Вы же понимаете, работаем на "Золотую Маску".
- Если вспомнить вашу прежнюю шутку о "Железнодорожном районе", то, наверное, "Ивонну" вы ставили не для "железнодорожников". Или это интересно всем?
- Конечно, спектакль ориентирован не на всех. К тому же мы делали его в расчете на 126-местный зал, он совершенно камерный, на него продаются довольно дорогие билеты. Это, с одной стороны, хорошо, потому что отсеиваются случайные люди, а с другой стороны, мы страдаем, что его не видят зрители, которые могли бы понять его глубже, точнее. Но такие зрители, как правило, не могут покупать дорогие билеты.
- То есть это спектакль элитарный?
- По сути, конечно, элитарный. Он так и задумывался. Когда спектакль вышел, наша пресса развлекалась примерно такими названиями: "Ивонна - столичная штучка". А потом мы получили приз за лучший спектакль года в Новосибирске.
- В связи с общим экономическим кризисом "Золотая Маска" тоже попала в тяжелое финансовое положение. Если раньше Фестиваль брал все расходы по приезду театров в Москву на себя, то теперь он вынужден обращаться к руководству регионов за помощью. Смогут ли новосибирские власти помочь вашим театрам приехать в Москву?
- Мне кажется, что престиж и уровень "Золотой Маски" сильно способствует тому, что руководители городов и областей, театры которых были отобраны для участия в Фестивале, все-таки умудряются найти средства для помощи. Я думаю - это дело чести. За годы своего существования "Золотая Маска" приобрела черты действительно национальной театральной Премии, и участие в ней того или иного региона является показателем отношения администрации вообще к культуре.
Беседовал Андрей Свистунов
"Вечерний клуб", 9 января 1999 г.
Пресса
Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
"Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
Интервью с Борисом Гранатовым
| |