Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.
Пресса
Татьяна КУЗНЕЦОВА
Павел СИГАЛОВ
ЛУЧШИХ АКТРИС И БАЛЕТМЕЙСТЕРОВ В РОССИИ НЕТ.
Объявлены номинанты Национальной театральной Премии "Золотая Маска". Одноименный Фестиваль, по итогам которого будут определены лауреаты пятой "Маски", пройдет в Москве в конце марта - начале апреля будущего года.
Четыре победителя известны уже сейчас. "За поддержку театрального искусства" отмечены президент Татарии Минтимер Шаймиев и Фонд Сороса. Премиями "За честь и достоинство" отмечены актер Кирилл Лавров и художник Иосиф Сумбаташвили. Как нам стало известно, рассматривалась и кандидатура Юрия Любимова, на наш взгляд - самая бесспорная. Но секретариат Союза театральных деятелей посчитал, что и "Триумф" и "Золотая Маска" - слишком даже для великого режиссера.
В номинациях драматического театра по меньшей мере три сенсации. Во-первых, Москва представлена единственным спектаклем" Это "Жак и его господин" театра "Сатирикон". Зато Петербург - четырьмя. Ему отныне принадлежат лавры театральной столицы. Во-вторых, молодой петербургский режиссер Юрий Бутусов будет представлен сраазу двумя спектаклями в двух разных театрах ("Сторож" и "В ожидании Годо"), каковой чести еще никто прежде не удостаивался. Причем Петербург способствует выходу "Маски" на европейский простор: выдвинутый на премию спектакль Малого Драматического "Зимняя сказка" поставлен англичанином Декланом Доннелланом.
В-третьих, в номинации "Лучшая женская роль" стоит прочерк. Очевидно, экспертов вдохновила принципиальность жюри прошлой Премии, не присудившего несколько наград. Не найдено кандидатов на звание лучшего дирижера в оперетте и лучшего балетмейстера. Что немудрено: страна уже который год испытывает дефицит хореографов. Впрочем, имя Бориса Эйфмана - в списке номинантов значится из года в год. На сей раз в рубрике "Лучший спектакль". Таковым назван "Мой Иерусалим" - одна из самых слабых работ хореографа последних лет, в которой он чувствительно и доступно рассказывает о едином происхождении всех религий мира, предлагая, народам распри позабыть и в единую семью соединиться. Конкурентом Бориса Эйфмана стал хореограф XIX века датчанин Август Бурнонвиль. Коллаж из наиболее известных в России фрагментов его балетов поставил в новосибирском Театре оперы и балета солист Мариинки Сергей Вихарев. Особняком стоит спектакль екатеринбургского театра "Провинциальные танцы" "Мужчина в ожидании". Современный танец нуждается в самостоятельной номинации. Иначе он неизбежно обречен на поражение в состязании с Баланчиным или Бурнонвилем.
Нашумевший балет Алексея Ратманского "Сны о Японии" неожиданно выпрыгнул за рамки бенефиса шести солистов, достойно представил Большой театр во время гастролей в Санкт-Петербурге, а сломавшие привычные амплуа балетные примы и премьеры настолько поразили искушенную публику. что двое из них - Нина Ананиашвили в партии женщины-змеи и Андрей Уваров в образе мужчины-льва - номинированы на лучшие роли.
С Уваровым соперничает лишь его коллега по Большому театру Николай Цискаридзе, выдвинутый за роль Альберта в "Жизели". В том же сезоне артист не в пример удачнее станцевал Солора в "Баядерке". Но эксперты, вероятно, решили заручиться поддержкой худрука-директора Большого театра Владимира Васильева, в чьей редакции идет сейчас "Жизель". Кроме Нины Ананиашвили в борьбу за "Золотую Маску" вступили юные примы Большого и Мариинки - Светлана Лунькина и Светлана Захарова.
"Коммерсантъ-дейли", 28 декабря 1998 г.
Пресса
Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
"Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
Интервью с Борисом Гранатовым
| |