KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

Эдуард Бояков:
"МАСКА" СОБИРАЕТ СИЛЫ

С 20 марта по 5 апреля в Москве пройдет Фестиваль "Золотая Маска". Для разговора о современных проблемах Фестиваля наш корреспондент встретился с его Директором Эдуардом Бояковым.

- Очевидно, что успех любого фестиваля зависит от того, какие спектакли представлены на нем. Не мешает ли "Золотой Маске" необходимость из года в год укладываться в условные рамки театрального сезона? Ведь не каждый сезон дает интересные работы.
- Вы начинаете с самого серьезного вопроса. Скептики, анализирующие Фестиваль, рассуждают именно в таком ключе. Нам часто предлагают идти путем простого и естественного отбора: показывать лучшие спектакли России, соизмеряясь с финансовыми возможностями момента и не сковывая афишу Фестиваля рамками сезона.
Согласиться с этим невозможно именно из-за профессионального статуса нашего проекта. Веками театральной истории принято, что единица театрального времени - сезон. Российские стационарные театры, режиссеры, актеры, директора, критики мыслят сезонами - и "Маске" будет вернее подстраиваться под этот ритм.
В театральной критике существует такой жанр - "портрет сезона", цель которого совсем не в том, чтобы расположить все спектакли, скажем, Москвы по иерархии качества, а в том, чтобы интеллектуально и эмоционально предложить картину сезона, панораму наблюдений, в которой были бы видны эстетические тенденции и настроения года. И каждый сезон, будь он хорошо или плох, все равно дает повод для подобного глобального анализа.
Мы руководствуемся этим же принципом. Наш Фестиваль задумывался и, я надеюсь, останется не только фестивалем театральных хитов, но и представлением картины российского сезона. Конечно, мы мечтаем о шедеврах, но шедевр - это компетенция театральной истории, дело времени и рефлексии. Не нам это решать, не наше право - судить о премьерных спектаклях с точки зрения вечности.
Мне вообще непонятна такая постановка вопроса. Впечатление такое, как будто бы России с ее шестьюстами театрами и тысячами премьер в год хватает больших фестивалей! Напротив, Россия бедна фестивалями. О чем может идти речь, когда в Москве проходит полтора фестиваля в год. Куда же еще "сжиматься"?
Хочется поблагодарить всех фестивальщиков России, настоящих подвижников, организаторов больших и малых смотров, которые есть уже результат профессионального отбора. Благодаря этому "Золотая Маска" экономит время и деньги, получает бесценную информацию.
Мы совершенно не стесняемся говорить о том, что несколько спектаклей нынешней афиши "Золотой Маски" были представлены на крупнейшем петербургском театральном фестивале "Балтийский Дом". Это, наоборот, доказательство единомыслия, верности выбора, профессиональной солидарности.
- Почему в таком случае "Маски" так "мало" - в сущности, российские спектакли видит одна Москва?
- Когда-то была идея проведения отборочных региональных фестивалей для того, чтобы "разгрузить" московский Фестиваль, сделать его более качественным по отбору. Я уверен, что московский Фестиваль не станет от этого качественным. Решение о номинантах должен принимать один орган, Экспертный совет, а не региональные власти или отделения СТД. Не говоря уже о том, что в итоге такое мероприятие будет стоить несоизмеримо дороже.
За пять лет существования "Маски" мы утвердились во мнении: целенаправленные командировки критиков в регионы - самый оптимальный вариант фестивального отбора.
Модель "Маски", которую придумали Михаил Ульянов и Владимир Урин - бывшее руководство СТД, - с годами все больше доказывает свою универсальность и целесообразность. Она может совершенствоваться, но принцип ее действия сохраняется. Мы - за гибкую, но традицию.
- Вам не кажется странной и самонадеянной эта безусловная вера в экспертов? Ведь, помимо командировок от "Золотой Маски", есть и другие формы знакомств с жизнью театральной России: поездки иных критиков - не экспертов "Маски", наконец, работа местных отделений СТД?!
- Я совершенно не имел в виду того, что нужно пренебрегать рекомендациями СТД и его региональных организаций - без их кропотливой работы нам пришлось бы тяжело. Мы - за разнообразие каналов получения информации о театральной жизни России - это и самостоятельные поездки критиков, театральных деятелей на места, это и рекомендации отделений СТД, это и Интернет, это и пресса. Чем больше точек зрения, тем шире наша осведомленность, тем богаче выбор. Кроме того, мы ежегодно отправляем письма во все российские театры с просьбой присылать заявки и кассеты на участие в Фестивале. Наша цель - любыми способами добывать добрые слухи.
И еще об одном: самые престижные европейские смотры часто выставляют жесткие требования к спектаклям, к количеству занятых актеров, к транспортабельности декораций, к универсальности светового оформления. В этом отношении наш Фестиваль уникален, это принцип - не давить на театры и на экспертов, не диктовать последним, маленькие или большие спектакли им отбирать.
- Сегодня нередки заявления крупнейших театральных звезд о недоверии, даже ненависти к театральным критикам. Не слишком ли рискованно доверять театроведам роль арбитров?
- Я думаю, многие из этих звезд немилосердно лукавят. Критика - это неотъемлемая часть театра, не чуждая и не враждебная ему. В своем абсолютном большинстве наши эксперты - это "цвет профессии", к тому же люди социально активные. Будучи театроведами, учеными, они еще выступают как публицисты, обозреватели крупнейших изданий. Они не просто рецензенты и репортеры, попадающие в незнакомый город; в какой-то степени они - имиджмейкеры российского театра, формирующие общественное мнение. Кроме того, многие из них прекрасно знают, что такое крупнейшие мировые фестивали, такие, как Эдинбургский, Авиньонский, Берлинский и т.д. Естественно, что приезд таких людей в российские города - это событие для театров. К сожалению, число командировок явно не достаточно из-за финансовых проблем. Но мы не можем рассчитывать на то, что принимающая сторона, провинциальные театры, возьмет на себя оплату дороги. Принцип независимости экспертов должен сохраняться во что бы то ни стало.
Именно благодаря работе экспертов "Золотая Маска" в будущем сможет стать научно-консультативным центром со своей обширной базой данных, фото- и видеотекой. Это все даст потрясающую возможность анализировать репертуар, динамику взаимоотношений между русской, советской, современной, классической, западной драматургией; говорить о миграции идей, методов, о взаимоотношениях провинциальных коллективов и столиц, о различных организационных формах театра, продюсерских системах.
- Вы что же, совсем не склонны меняться - с чего начали пять лет назад, с тем и остались?
- В этом году, как нам кажется, мы внесли очень верное и давно необходимое изменение в структуру Жюри. Мы не устаем повторять то, как важен профессиональный статус нашей Премии - с ним связаны все наши перспективы. Театральное искусство очень многолико и профессионально дифференцировано, поэтому Секретариат Союза театральных деятелей принял решение разделить Жюри на два основных направления театра. В противном случае мы постоянно сталкивались бы пусть с малозаметной, но все же непрофессиональностью суждений, например кукольника о балерине. Причем речь идет совсем не о том, чтобы хореографов будут оценивать только хореографы - тогда мы станем заложниками "тусовки". В каждое Жюри будут входить представители разных, но смежных театральных профессий.
- В интервью газете "Культура" два года назад Вы обмолвились, что Фестиваль пока не имеет возможностей для развития международных отношений. Какова ситуация на этот раз?
- В этом году "Золотая Маска" получила статус поддержки Европейским Сообществом, официальная символика Фестиваля украшена его логотипом. Кроме Представительства Европейской Комиссии в Москве, нам помогают такие крупнейшие международные культурные организации, как Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), Британский совет, Гете-институт.
Говоря о единстве российского театрального пространства, школы, о здоровом патриотизме Премии, мы не должны быть герметичны. Надо научиться раскрывать миру грани российского театра. Фестиваль - выставка, призванная самым разнообразным людям демонстрировать заслуги и достижения России в области театрального искусства.
В этом смысле мы готовы только спровоцировать прямые контакты между директорами фестивалей и российскими театрами - и не более того.
- А какие-то конкретные мероприятия запланированы в этом году?
- Мы счастливы, что к нам с мастер-классами приезжает Сесили Берри - режиссер по сценической речи Королевского Шекспировского театра, выдающийся специалист и авторитет в своей области. Приедет Дик Маккоу, художественный руководитель крупнейшего европейского фестиваля мастер-классов - "International Workshop Festival". Естественно, что мастер-класс даст и Деклан Доннеллан. Запланирован и русскоязычный семинар западных критиков, которые будут обсуждать спектакли Фестиваля.
Новый заманчивый проект - семинар по проблемам драматургии, идея которого принадлежит Британскому совету и лондонскому театру "Роял Корт" (он будет проходить 21 и 22 марта). Мы попытаемся собрать лучших русских драматургов, режиссеров, критиков, разбирающихся в проблеме, и спровоцировать дискуссию. Также Британский Совет предоставляет семинаристам три переведенные новейшие пьесы из репертуара лондонских театров.
- Когда и где состоится главная Церемония вручения Премий?
- В этом году мы проводим юбилейную Церемонию - нам пять лет. Поэтому мы обратились к руководству Большого театра России. Дело в символике, в статусе: Большой театр - это главный театр России, признанный символ русского театрального искусства.
- Кто финансирует Фестиваль в этом году?
- К счастью, мы сохранили наших главных партнеров. "Золотую Маску" знают и поддерживают Ю.Лужков и Комитет по культуре Правительства Москвы, мы нашли понимание и готовность к сотрудничеству у нового министра культуры В.Егорова, нам помогла необходимой резолюцией вице-премьер В.Матвиенко. Сложились добрые отношения с губернаторами. Мы сохранили генерального спонсора - "Нескафе Голд". "Нестле", как ни одна из западных фирм, соответствует статусу Национальной Премии - это компания, которая вкладывает деньги в производство, в российскую промышленность. Поэтому из России им теперь никуда "не деться". Продукция "Нестле" стала составной частью российского потребления. А широкая спонсорская программа помогает корпорации стать и частью русской культуры, слиться с традицией русского меценатства. В каждом отдельном случае деньги властей и спонсоров - это не большие средства, не сравнимые с бюджетом некоторых помпезных акций и юбилеев. Но сегодня, как никогда, очевидно, что ни одна организация, структура не сможет финансировать Фестиваль самостоятельно и полностью. "Золотая Маска" - это и творческая консолидация, и консолидация финансовых средств. Мы гордимся, что "Золотая Маска" объединила такие силы.

Беседу вел Андрей Русалка
"Культура", 21-27 января 1999 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru