Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.
Пресса
Ольга ГЕРДТ
В ОБЛАСТИ БАЛЕТА. ЕЩЕ НЕ РЕНЕССАНС, НО УЖЕ НЕ ЗАСТОЙ
Балетный сезон заставил задуматься о назревающих переменах. В Мариинке неоклассические абстракции Баланчина (премьера "Серенады" Чайковского) уравновешены театральными сюжетами от Ролана Пети ("Юноша и смерть" и "Кармен"). В Большом, прилежно перешивая старенькую "Жизель" (редакция Васильева в костюмах от Живанши), недоглядели и позволили родиться новому "формалисту" - хореографу Алексею Ратманскому (балеты " Каприччио" и "Сны о Японии"). Борис Эйфман вернулся из покоренной им Америки и, следуя полученному там совету не иллюстрировать больше Достоевского, а самовыражаться бессюжетно, проиллюстрировал "Реквием" Моцарта и единение трех мировых религий в балете "Мой Иерусалим". Дмитрий Брянцев, загипнотизированный эротическим потенциалом классического танца, поставил вслед за "Суламифью" еще более откровенную "Саломею". Вечный же номинант "Золотой маски" Евгений Панфилов выпустил "Кровавую свадьбу" по Лорке и бессюжетный, в духе восточных медитаций, спектакль "Река". И тут-то он - самый чуткий, но не самый умелый из наших хореографов, впервые не попал в число соискателей "Золотой Маски", уступив тем, кто "качественнее" отразил новый балетный дуализм. В номинации "лучший спектакль" представлены - балет "Сны о Японии" А.Ратманского (Большой театр, Постмодерн-театр), "Мой Иерусалим" Б.Эйфмана (Театр Б.Эйфмана, Санкт-Петербург), "Консерватория" А.Бурнонвиля (Новосибирский театр оперы и балета). И особняком - "Мужчина в ожидании" хореографа Татьяны Вагановой ("Провинциальные танцы", Екатеринбург). Танц-театр из Екатеринбурга - явление столь же маргинальное по отношению к балетному театру, как и театр Панфилова. Работу Вагановой - эстетскую, экспериментальную, жесткую - конечно, трудновато будет рассматривать в контексте больших балетов с их ориентацией на виртуозность и демонстрацию звезд. Но, увы, эта путаница неизбежна, пока "Золотая Маска" не сообразит, что балет и современный танец нельзя сталкивать в одной номинации. "Лучшего хореографа" эксперты не обнаружили. Хореографическая изобретательность оказалось не самым главным достоинством новых постановщиков, предложивших в качестве постмодернистской увертюры к будущим переменам цитатный способ мышления и компромиссную форму балетного шоу-дайджеста-дивертисмента. Номинации "лучшая мужская роль" и "лучшая женская роль" тоже отражают меняющиеся приоритеты. И маленькие и большие партии стоят рядом как роли "первого плана". Прима Большого театра Нина Ананиашвили и канонический балетный "принц" Андрей Уваров, представшие в неожиданном амплуа в "Снах о Японии", выдвигаются за небольшие соло. А Николай Цискаридзе и самая молодая балерина Большого театра Светлана Лунькина - за главные партии в балете "Жизель". И если эти работы требуют актерского мастерства, то совсем другие требования предъявляются, например, к баланчинскому репертуару, проявившему дарование солистки Мариинского театра Светланы Захаровой (лучшая женская роль в балетах "Серенада" и "Апполон").
Впервые, кстати, создано специальное жюри по музыкальному театру, которому и придется разбираться во всех этих стилистических тонкостях.
"Время МН", 24 декабря 1998 г.
Пресса
Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
"Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
Интервью с Борисом Гранатовым
| |