Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.
Пресса
Марина ДАВЫДОВА
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР. ПОБЕДИЛА МОЛОДОСТЬ
Экспертный совет "Золотой Маски" при составлении списка номинантов такой критерий как успех у публики вообще вынес за скобки. Ни одам из хитов прошлого сезона в афишу фестиваля не попал. Более того, в нее попал всего один московский спектакль - "Жак и его господин" театра "Сатирикон", поставленный Еленой Невежиной. Причем ни по одной из частных Номинаций этот спектакль не выдвинут. Совет решил, что успех "Жака..." - плод совместных усилий молодого режиссера и театральных звезд - Константина Райкина и Владимира Стеклова. Прочие спектакли, названные лучшими, не из Москвы. В основном, из Петербурга - "Гамлет" театра "Фарсы" (режиссер Виктор Крамер), "Зимняя сказка" Малого драматического театра (режиссер Деклан Доннеллан), "Сторож" Театра на Литейном и "В ожидании Годо" Открытого театра (оба спектакля поставлены Юрием Бутусовым). Все эти имена, кроме, пожалуй, имени английского режиссера Доннеллана, вред ли скажут что-нибудь широкому зрителю. Экспертный совет твердо решил, что номинирование на Премию, именующуюся профессиональной, должно учитывать не совокупность заслуг режиссера, а художественные достоинства конкретного спектакля. Этим в значительной степени и объясняется такое лидерство Питера. В отличие от Москвы, где сосредоточились почти все свадебные генералы российской режиссуры, северная столица может похвастать не столько громкими именами (из великих после смерти Товстоногова здесь остался только Лев Додин), сколько хорошими спектаклями. Характерно, что поставлены они в основном молодыми людьми.
Молодость номинантов - вообще особенность нынешней афиши. Еще один молодой претендент на награду - режиссер из Новосибирска (кстати, как и Невежина, ученик Фоменко) Олег Рыбкин со спектаклем "Ивонна - принцесса Бургундская" (театр "Красный факел"). При всем несходстве технократического спектакля Рыбкина, меланхолически-остроумного "Жака" Невежиной, концептуального "Гамлета" Крамера, озорных и одновременно тонких постановок Бутусова, их отличает молодая энергетика и отсутствие натужной имитации духовности, характерной для спектаклей академических сцен.
Из всех спектаклей, попавших в номинацию "Лучший спектакль", только "Король Лир" Якутского театра им. П. Ойунского (режиссер Андрей Борисов) и "Кармен" ТЮЗа из Вологды (режиссер Борис Гранатов) поставлены людьми относительно немолодыми. Последний по номинации "Лучшая работа режиссера", как и Невежина, не проходит. В частную номинацию из этого спектакля вынесена только прекрасная работа сценографа Степана Зограбяна. Старая гвардия в прошедшем сезоне вообще была не особенно активна. Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Марк Захаров, Олег Ефремов ничего не поставили. Спектакли Анатолия Васильева и Валерия Фокина можно отнести скорее к разряду лабораторных. В этом смысле работу Совета несколько облегчило введение в этом году номинации "Новация". Что это такое, толком ответить никто не может (как и на вопрос: возможно ли вообще театральное новаторство в конце XX века?). Постановки, выдвинутые по этой номинации, можно условно определить словами "странный спектакль, обладающий несомненными достоинствами". Помимо "Каменного гостя" Васильева (театра "Школа драматического искусства") и "Татьяны Репиной" Фокина (ТЮЗ) в эту категорию попал спектакль Александра Пономарева по забытой пьесе Крученых "Победа над солнцем" (Российский молодежный театр).
Интересно, что в актерских номинациях только Петр Семак(Леонт из "Зимней сказки"), Семен Фурман (Дэвис из "Сторожа") и Ефим Степанов (заглавная роль в "Короле Лире") выдвинуты из спектаклей, названных лучшими. Все прочие "лучшие актерские работы" к "лучшим спектаклям" отношения не имеют: Константин Райкин - Гамлет (театр "Сатирикон"), Максим Суханов в роли Шпигельского из "Двух женщин" (Ленком), Евгений Миронов - Саша в спектакле "Еще Ван Гог..." (Театр-студия Одета Табакова), Евгений Красницкий -Аблеухов из "Петербурга" (театр им. Гоголя) и Валентин Воронин в роли Ивана Жукова из "Русской народной почты" (Театра драмы, Екатеринбург). Последний внесен в список в качестве исключения. Немосковские спектакли выдвигаются по частной номинации только в том случае, если Экспертный совет голосует за номинанта единогласно.
Исключение сделано и в номинации "Лучшая работа художника". Помимо Андрея Бартенева, оформившего "Ивонну...", Сергея Бархина (сценография к "Татьяне Репиной") и уже упомянутого Степана Зограбяна, отмечена работа Александра Орлова к спектаклю из Петербурга "Чардым" (театр Балтийский дом). Некоторые, не стесняясь в выражениях, называют его сценографию гениальной. Вообще, Экспертный совет проявил в этом году сверхъестественную принципиальность. Так, по категории "Лучшая женская роль" на сей раз не выдвинут никто. Все возможные претендентки на эту номинацию рядом с артистами-мужчинами выглядели жалко. Это обстоятельство уже заставило многих критиков говорить о чудовищном падении сценического искусства: театральные подмостки без великих актрис все равно, что ожерелье без драгоценных камней. Однако, скорее всего просто с ищущими и молодыми режиссерами лучше и охотнее работают артисты-мужчины. "Живой театр" (определение Питера Брука) им создавать легче. Нынешний Экспертный совет сделал ставку именно на такой театр.
На этот раз все названные лучшими кукольные спектакли не имеют отношения к детским представлениям про зайчика и лисичку. "Иуда Искариот - предатель" театр "Сказка" из Абакана (режиссер Евгений Ибрагимов, художник Захар Давыдов), "Лебединое озеро. Опера" , Московского театра "Тень оперы" (совместная работа Майи Краснопольской и Ильи Эпельбаума) и спектакль театра "Скоморох" из Томска "Ну и здоровенная она у тебя!" по знаменитому роману Франсуа Рабле (режиссер Роман Виндерман) тоже проходят по ведомству "живого театра. В двух последних случаях это, строго говоря, не совсем кукольное представление. В "Лебедином озере" активно используются элементы театра теней, а в спектакле по Рабле куклы соседствуют с живыми артистами. Такое размывание жанровых границ -- характерная черта современного искусства. Это совсем неплохо. Главное, чтобы граница между драматическим искусством и театральней попсой оставалась незыблемой. Во всяком случае при выдвижении на Национальную Премию.
"Время МН", 24 декабря 1998 г.
Пресса
Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
"Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
Интервью с Борисом Гранатовым
| |