KOI | MAC | DOS | WIN | LAT


НазадЗолотая маска'99Вперед

Национальная театральная премия "Золотая маска"
сезон 1997-98 гг.

Пресса

ЧЕРЕЗ 100 ДНЕЙ - В БОЛЬШОМ
На вопросы "ВК" отвечает Генеральный директор Ассоциации "Золотая Маска" Эдуард БОЯКОВ

- Какова процедура отбора спектаклей на Фестиваль? Кто определяет их художественную ценность?
- Афишу Фестиваля определяет Экспертный совет, который назначается Секретариатом Союза театральных деятелей из числа ведущих театральных критиков. Сначала дирекция Фестиваля собирает сведения о всех премьерах России. В театры рассылаются письма с просьбой прислать кассеты с записью спектаклей. Наиболее интересные из них нужно увидеть на сцене "родного" театра, и эксперты отправляются в командировки. Итогом их коллективного решения становится тщательно отобранный список номинантов.
- Мнение местных критиков и региональных отделений СТД учитывается?
- Обязательно. Мы стараемся, чтобы в Экспертный совет поступала информация из разных источников. И если узнаем, что в каком-то театре есть интересный спектакль, обязательно уговорим его подать заявку.- - За пять лет существования "Золотой Маски" накоплен богатейший материал. Он будет как-то использоваться в дальнейшем?
- Действительно, мы создали базу данных, в которой содержится множество сведений о театрах и театральных премьерах за несколько сезонов. Количество спектаклей, сколько раз они были сыграны, как оцениваются самим театром и критиками, как к ним относятся в городе, насколько эти спектакли мобильны для использования на других площадках - все это есть в наших "досье". В видеотеке хранятся сотни кассет. То есть проводится серьезнейшая исследовательская работа, не самая яркая и благодарная. Фестиваль - верхушка айсберга. Конечно, пока эта модель несовершенна, еще нет математических моделей обработай информации, но это у нас будет. И тогда появится потрясающая возможность анализировать репертуар театров, динамику взаимоотношений между русской, зарубежной, советской, современной, классической драматургией. Можно будет говорить о миграции идей, методов, взаимоотношениях провинции и столиц, об организационных формах театра, продюсерских системах, об источниках финансирования Перспектива такова, что со временем информационная база "Золотой Маски" может стать мощным научным и методологическим центром.
- Вы декларируете принцип показа лучших российских спектаклей на Фестивале в Москве в том виде, в котором они идут на "родной" сцене. Может быть дешевле было бы адаптировать дорогостоящие и многолюдные, например, оперные спектакли в гастрольный вариант?
- Самые престижные европейские смотры именно так и поступают. Они диктуют очень жесткие требования к количеству людей, которых могут принять, к мобильности оформления, к универсальности света. В этом отношении наш Фестиваль уникален, как уникальна сама Россия с ее системой стационарных театров, удивительной театральной средой и театральным пространством. Мы уверены, что зрителю надо показывать спектакль в его истинном виде, не адаптируя и не упрощая. И мы не давим на экспертов, говоря, что надо смотреть вот этот спектакль, потому что он "маленький", его проще привезти в Москву, а вот опреный шедевр, в котором несколько сот исполнителей, привозить не надо. Конечно, это очень тяжело, но в какой-то степени даже романтично. Мне представляется, что этот принцип надо отстаивать всеми силами. Если мы от него откажемся, то исчезнет всякий смысл "Золотой Маски". Наверное вообще не нужно делать Фестиваль, если думать о том, как привезти только дешевые спектакли.
- В этом году произошли некоторые изменения в Положении о Фестивале и Премии "Золотая Маска" маска". Самым важным стало разделение Жюри на два состава - Жюри театров драмы, юного зрителя, театров кукол и Жюри театров оперы, оперетты/мюзикла, балета. Почему вы приняли такое решение?
- Решение принял секретариат СТД во главе с Александром Калягиным и Георгием Тараторкиным. Я считаю такое деление принципиально важным. Мы подчеркиваем, что "Золотая Маска" профессиональная премия, поэтому работу профессионалов в определенном виде театра должны оценивать специалисты именно в этой области. На них не давит авторитет громких имен. Вместе с тем я понимаю и резоны тех, кто предупреждает, что при разделении Жюри может появиться опасность клановости. То есть если уж "друзья по цеху" ополчатся на какого-то мастера, то ему не поздоровится. Но мы же не говорим, что хореографа, к примеру, будут оценивать только хореографы. В состав музыкального Жюри входят специалисты музыкального театра, понимающие в опере, оперетте, мюзикле, балете, которые знают, что такое оркестр, музыка, дирижерское искусство, все они разговаривают на одном языке и чувствуют изменения и достижения в своей области.
- Что можно сказать о будущей Торжественной Церемонии вручения "Золотой Маски"?
- Церемония будет проходить ровно через 100 дней - 5 апреля 1999 года в Большом театре. Это главный театр России, а наш Фестиваль претендует на то, чтобы быть главным театральным Фестивалем, и мы постараемся соответствовать прославленной сцене. Нужно, чтобы вместе с профессионалами в театр пришли политики, бизнесмены, чиновники. Дело не в призах, какие бы "золотые" они ни были. Все должны знать, что российский театр это нечто единое, существует некий культурный институт, который называется одним словом - Театр. Есть другие институты - образование, здравоохранение, экономика. Может быть даже они крупнее и значительнее, чем театр, но мы, будучи театральными профессионалами, хотам воздействовать на сознание и подсознание наших соотечественников и напомнить, что на протяжение двух веков в России, в среде думающей, ответственной части населения, сформировалась замечательная традиция - ходить в театр. Отказаться от этой традиции, не выдержав конкуренции с другими формами искусства и сознания - попсой, телевизором, шлаком политической и уголовной хроники - значит проиграть. Вот люди и сопротивляются: кто-то ходит на спектакли, кто-то работает в театрах.

"Вечерний клуб", 26 декабря 1998 г.

Пресса

  • Светлана Захарова: "Жизель вовсе не сошла с ума" (Культура, 25.02-03.03.1999)
  • Эдуард Бояков: "Золото 'Маски' по-прежнему в цене" (Труд, 20.02.1999)
  • Эдуард Бояков: "'Маска' собирает силы" (Культура, 21-27.01.1999)
  • "Неужель не осталось в России актрис?" (Тверская 13, 14.01.1999)
  • Олег Рыбкин: "Главное - участие, но хорошо бы и победить" (Вечерний клуб, 09.01.1999)
  • Алексей Филиппов: "Театральный год: пьеса без героя" (Известия, 31.12.1998)
  • Лариса Долгачева: "Люблю тебя, Петрушкино творенье" (Культура, 31.12.1998)
  • Дина Годер: "Театральный Питер победил вчистую" (Итоги, 29.12.1998)
  • Татьяна Кузнецова, Павел Сигалов "Лучших актрис и балетмейстеров в России нет" (Коммерсантъ-Daily, 28.12.1998)
  • Эдуард Бояков: "Через 100 дней - в Большом" (Вечерний клуб, 26.12.1998)
  • Лариса Юсипова: "Маска выше, чем жизнь" (Известия, 25.12.1998)
  • Иван Федоров: "Первый этап "Золотой маски" завершен" (Независимая газета, 25.12.1998)
  • Екатерина Бирюкова: "Музыкальный театр. Без лишних интриг" (Время МН, 25.12.1998)
  • Марина Давыдова: "Драматический театр. Победила молодость" (Время МН, 24.12.1998)
  • Ольга Гердт: "В области балета. Еще не ренессанс, но уже не застой" (Время МН, 24.12.1998)
  • Андрей Борисов: "Птица Аугук - знак судьбы" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Алексей Парин: "Скромное очарование работящей провинции" (Новые Известия, 23.12.1998)
  • Интервью с Борисом Гранатовым
  • На страницу "Золотой маски"
    На главную страницу сервера

    © 1999 "Золотая Маска"
    maska@theatre.ru